Пересмотрел мини-сериал Вадима Лысенко снятый по роману Владимира Карпова "Взять живым" (Одесская киностудия. 1982).
Испытываю сложные чувства. С одной стороны удовлетворил свою киноностальгию - в детстве мне этот фильм очень нравился. С другой - с высоты прожитых лет вижу, что фильм, не то чтобы несовершенен или недоделан, а скорее всего порезан цензурными ножницами - такое ощущение, что его снимали пятисерийным, а вышел трёхсерийный. Многие темы недосказаны - они либо представлены завязкой, но никак не развиваются, либо показаны в очень скомканном виде.
Например.
Еврейская тема судя по появлению в начальных кадрах фильма мальчика-еврейчика должна была существовать в этом фильме, однако её нет...
Даже героя Маковецкого - одессита Александра Пролёткина, кажется, сделали русским по ходу фильма.
Тему предателей тоже показали очень сумбурно - попытка группы солдат переметнуться к врагу была пресечена стремительно и, из-за своей стремительности, выглядит немного комично.
Тема сисек, несмотря на логику сценария - девушка выдаёт себя за мальчика, а мать главного героя вдруг открывает правду..., - тоже не раскрыта.
В фильме имеется и недораскрытие образов многих героев.
Кажется, что блестящий актёр Александр Потапов чересчур переигрывает свою роль Куржакова - фразы говорит с излишним надрывом по театральному. Однако в заключительной сцене фильма никакой театральности нет. И снова возникает ощущение, что роль обрезана.
Совершенно мало экранного времени отведено образу военного корреспондента Кима Птицына в исполнении Александра Ленькова.
Арнис Лицитис в сериале играет не немца, а офицера-особиста.
К несомненным достоинствам фильма можно отнести баллады на стихи Григория Поженяна написанные композиторами Александром Злотником и Вениамином Баснером в исполнении Иосифа Кобзона.
Click to view