Martin B-26B&C; Marauder. Aircraft profile 112, 1969. Эвакуировано с "13-й базы". Ч.1.

May 16, 2020 22:37


Martin B-26B&C; Marauder


Ray Wagner
Aircraft profile 112, 1969 год
Перевод А. Плахова, редакция В. Моисеева
Расшифровка сокращений
  • AF - Air Force - воздушная армия в ВВС армии СШA
  • BG - Bomber Group - бомбаpдиpовочная группа
  • BS - Bomber Squadron - бомбаpдиpовочная эскадрилья
  • DAF - Desert Air Force - ВВС Пустыни
  • GR - Groupe de Reconnaissance - разведывательная авиагpуппа в ВВС Франции
  • RAF - Royal Air Force - Королевские ВВС Великобритании
  • SAAF - South African Air Force - ВВС Южной Aфрики
  • USAAC - United States Army Air Сorps - Авиакорпус армии СШA
  • USAAF - United States Army Air Force - ВВС армии СШA
  • USN - United States Navy - ВМС США

С точки зрения войны против нацистской Германии самым важным американским средним бомбаpдиpовщиком был B-26 Marauder фирмы Martin. Он имел репутацию "горячего" самолета в бою, однако был ничего не прощающим бичом для неопытного пилота.


"Flak Bait"(Наживка для зениток) , B-26B-25 серийный номер 41-31773 из 449-й бомбардировочной эскадрильи, 322-й бомбардировочной группы, 9-й воздушной армии. Этот Marauder-ветеран  сфотографирован во время своей 200-й боевой миссии и был первым самолёто союзников на европейском театре, поставившим этот рекорд. Первая миссия была проведена 16 августа 1943 года. Обратите внимание на разные места нанесения опознавательных знаков на фюзеляже, нижние оборонительные пулемёты и 300 заплаток, закрывающих более 1.000 зенитных и пулевых отверстий, полученных «Приманкой» во время ее длинной карьеры.

Его создание проходило параллельно с B-25 Mitchell фирмы North American, причем обе машины проектировались согласно спецификации USAAC на пятиместный бомбаpдиpовочный самолет от 25.01.39. После объявления цен 05.07.39 контракты на оба самолета были заключены 10-го августа и окончательно подписаны 20-го сентября. Крупнейший заказ обеспечил Glenn L. Martin Company из Балтиморы (штат Мериленд) суммой в 15.815.000 долларов за 201 самолет B-26.

Конструкция, выигравшая этот контракт (Martin Model 179), была творением Пейтона М. Магрудера, относящимся к июню 1939 года. В соответствии с армейской спецификацией, делавшей акцент на максимальной скорости и не установившей ограничения по посадочной, этот конструктор применил маленькое крыло, что привело к высокой удельной нагрузке и большой посадочной скорости. Последняя предопределила использование шасси с носовой стойкой. Для круглого фюзеляжа был избран длинный вытянутый профиль, дававший несовершенную с точки зрения аэродинамики форму. В качестве силовой установки были взяты самые мощные агрегаты из имевшихся тогда в наличии. Два Pratt & Whitney R-2800-5 Wasp имели четырехлопастные винты типа Curtiss с электрическим управлением шагом, диаметром 4115 мм. На них шла вся мощность от больших радиалок, составлявшая 1850 лс на взлете и 1500 лс на 4267 м.

Первоначальное вооpужение по спецификации составляли четыре 7,62 мм пулемета, однако оно было увеличено, когда Martin разработала верхнюю пулеметную турель с механическим приводом - первую такую, пошедшую в производство в США. Протектированные топливные баки и 252 кг брони входили в требования первоначального контракта для варианта B-26A, и 30.09.40 Армия решила распространиить эти требования на все находящиеся в производстве B-26.

Хотя первый B-26 еще не взлетел, заказы на 139 B-26A от 16-го сентября 1940 и 791 B-26B от 28-го сентября 1940 довели общий заказ до 1131 самолета. Изготовление пpототипа не предусматривалось, так как Армия сразу решила запустить свои новые самолеты в производство.

Первый B-26 в полете: первый полет самолёта №40-1361 состоялся 25 ноября 1940 года под управлением Уильяма К. Эбела.

25 ноября 1940 главный конструктор и летчик-испытатель Вильям К. Эбел подняли первый B-26 (40-1361) в воздух. Его стремительная форма, от плексигласового конического носа до хвостового конуса позади одиночного киля, создавало впечатление "летающей торпеды".

Первоначальная контрактная спецификация ограничивала сухой вес в 8732 кг, а максимальный в 12077 кг при следующих гарантированных летных данных: максимальная скорость 520 км/ч, практический потолок 8059 м и дальность 2900 км. Реальный B-26 в проектном виде весил всухую 9696 кг и 12338 кг с максимальной нагрузкой. Максимальная скорость составила 507 км/ч на высоте 4572 м, практический потолок 7620 м, а дальность - 1609 км при скорости 426 км/ч с 1360 кг бомбовой нагрузки и 3641 л топлива. Максимальная перегоночная дальность составляла 3540 км с 4587 л топлива. Размеры: размах крыла 19812 мм, площадь крыла 56 кв.м, длина 17070 мм и высота 6045 мм. Результатами высокой удельной нагрузки на крыло были 762 м разбега, 12,5 минут для набора 4572 м и посадочная скорость 166 км/ч.

Вооpужение включало 7,62 мм подвижный пулемет у бомбардира, два 12,7  мм пулемета в верхней фюзеляжной турели, 7,62 мм подвижный пулемет в открытой нижней установке и 12,7 мм подвижный пулемет в хвостовой турели. Хвостовой стрелок имел достаточно пространства, чтобы сидеть прямо, в отличие от лежачей позиции на предыдущих B-23 и B-25. Боекомплект составлял 1200 патронов калибра 7,62 мм и 1200 патронов калибра 12,7 мм. Пара 907 кг бомб могла размещаться в основном бомбоотсеке, а при использовании и кормового отсека можно было нести до 2177 кг бомб более мелкого калибра.

B-26A с макетом торпеды, подвешенным под фюзеляжем. В юго-западной части Тихого океана были предприняты ограниченные торпедоносные бомбардировки: 4 июня 1942 года во время дневных операций четыре самолета смешанной силы с 38-й и 22-й бомбардировочных групп. Самолёты атаковали японские авианосцы. Нет точных данных о попадании в противника, однао две машины были потеряны от огня зенитных орудий и истребителей.

113 часов испытаний прошли без серьезных происшествий, и в феврале 1941 первые четыре самолета были приняты USAAC. 22-я BG в Ленгли Филд (Вирджиния) стала первой, использовавшей B-26. Однако, из 66 B-26, принятых к июню, были поставлены в строй 21, при 44 оставшихся на складе. Серия поломок передней стойки шасси вызвала задержку во введении машины в боевой строй. Стойка была усилена, однако обнаружилось, что причиной аварий было неправильное распределение весовой нагрузки. Производитель должен был поставить самолет без вооружения и приспосабливал машину под загрузку инструментом и запчастями в предписанном договором состоянии. Когда USAAС принимал их, то весь груз удалялся без его замены балластом. В результате смещения центра тяжести вперед увеличилась нагрузка на носовое колесо, что и вело к происшествиям.


Было поставлено 109 машин с двигателем R-2800-39 Wasp модификации B-26A-1.

Установка пулеметов исправила положение, и в октябре 1941 сборочные линии фирмы Martin завершили первоначальный контракт и поставили первый B-26A (41-7345). Эта модель отличалась от B-26 главным образам тем установкой дополнительных перегоночных баков в заднем бомбоотсеке. Тридцать машин имели двигатели R-2800-5 Wasp, а сто девять были поставлены с R-2800-39 (аналогичной мощности) под обозначением B-26A-1. Сухой вес возрос до 9862 кг, полностью нагруженный до 12867 кг, а перегоночная дальность с 5534 л топлива до 4183 км.

B-26B во многих незначительных деталях отличался от предыдущих модификаций: обратите внимание на отсутствие коков пропеллеров на этой машине.

В 1942 многие из первых B-26 были оснащены дополнительными перегоночными баками и разница между B-26 и B-26A исчезла. Эти самолеты получили в октябре 1941 название Marauder. Hа некоторых воздушных кораблях носовые 7,62 мм пулеметы были заменены пулеметами калибра 12,7 мм. Пятьдесят два B-26A предназначались для RAF (FK109 - FK160) под названием Marauder I. Ко времени завершения производства B-26A в апреле 1942 года, машины уже вступили в бой.

Первая кровь

Через день после удара по Пирл Харбору 22-я BG, единственная часть USAAC с B-26, была передислоцирована из Лэнгли Филд в Мюрок (Калифорния). Она оставалась здесь на патрулировании до 31.01.42. Затем группа была переброшена морем на Гавайи, где установили перегоночные топливные баки. Все 57 ее машин перелетели 25.02.42 в Брисбен в Австралии. Hа первое боевое задание - бомбежку Рабаула - 22-я BG вылетела 05.04.42 из Тоунсвила с дозаправкой в Порт-Морсби. Каждый самолет имел в бомбоотсеке дополнительный 946 л бак и нес четыре 227 кг или двенадцать 45 кг бомб, преодолевая 2100 км до целей.

Ранний Мародер I Королевских ВВС, FK 138; были куплены пятьдесят два B-26A, большинство из которых были отправлены на Ближний Восток.

К 24.05.42 удары B-26 по Рабаулу завершились после восьмидесяти самолетовылетов в шестнадцати боевых заданиях. В этот период также была проведена серия налетов на японские базы в районе Лаэ. Производимые над хребтом Оуэна Стенли и джунглями Hовой Гвинеи, эти рейды, выполняемые без прикрытия, сопровождались энергичным противодействием истребителей Zero. Скорость и прочность B-26 ограничили потери тремя машинами в 84-х вылетах против Лаэ с 24 апреля по 4 июля 1942 года. В налетах на те же цели за то же время бомбаpдиpовщики B-25 потеряли 11 самолетов в 70-ти вылетах.

Marauder стал первым бомбаpдиpовшиком USAAС, использовавшим торпеды. Держатели для них были установлены под фюзеляжем для наружной подвески. Четыре самолета, оборудованные таким образом, были задержаны на Гаваях для тренировок в торпедометании и использовались в Битве за Мидуэй. Четвертого июня 1942 эта четверка (капитан Коллинз и лейтенант Уотсон из 38-й BG, лейтенанты Мейс и Мури из 22-й BG) взлетела с Мидуэя. Они начали торпедную атаку по японским крейсерам с высоты 245 метров, снижаясь до 3 метров под сильными атаками Zero. Два бомбаpдиpовщика были потеряны, а пилотируемые Коллинзом и Мури машины вернулись тяжело поврежденными. Попаданий во вражеские корабли не было.
Двадцать четыре B-26 из 73-й и 77-й BS (ранее 42-я BG) в мае 1942 были посланы на Аляску, где присоединились к 28-й BG. Эти самолеты несли торпеды, когда были посланы в тумане на поиск японских авианосцев, атаковавших Датч Харбор. Три или четыре B-26 в день сражения у Мидуэя (4-го июня) обнаружили Ryuyo, но попаданий не добились. Впоследствии аляскинские Marauder имели немного возможностей показать себя в бою.

Обратите внимание на детали кабины, капота, носа, а также верхнюю башенную турель этого B-26B, №41-17694.

Дальнейшие операции на юго-востоке Тихого океана показали, что большая дальность и короткий разбег B-25 Mitchell делают его более подходящим для базирования на островах. Самолеты 38-й BG были заменены на B-25 до того, как группа была введена в бой в сентябре 1942. В течение 1943 года 22-я BG также сменила Marauder на Mitchell, таким образом завершив боевые действия B-26 на Тихом океане.

RAF получили свои первые три B-26A (Marauder I) в конце 1941, когда те перелетели через Атлантику для испытаний, однако большинство из 52-х самолетов этого типа было послано в 1942 на Ближний Восток для службы в Египте. Примерно в августе 14-й дивизион RAF стал первым, получившим Marauder, который заменил их бомбаpдиpовщики Blenheim.

Переучивание завершилось без проблем, и первое боевое задание самолеты Marauder выполнили 28.10.42. Это был разведывательный вылет, связанный со сражением у Эль Аламейна, выполненный самолетом FK121 Y-Yoke.


41-31819 "Mild and Bitter"(Мягкий и горький), B-26B-2S из 450 бомбардировочной эскадрильи, 322 бомбардировочной группы. Первый Marauder, который совершил 100 боевых вылетов из Великобритании. 322-я группа начала свою деятельность в Грейт-Сейлинге в мае 1943 года с организации ранних миссий низкой интенсивности, кульминацией которых стала бойня 17 мая.

Выполнялись полеты на поиск кораблей, бомбежку портовых сооружений и минирование гавани Туниса. К сожалению, один Marauder был сбит 16-го декабря истpебителями Spitfire, которые ошиблись с опознанием. Первое разведывательное задание с торпедами было выполнено 28.12.42. Два других дивизиона RAF (326-й и 327-й) также впоследствии использовали Marauder I.

Hовое жало в хвосте

Использовавшуюся в большом количестве модель B-26B отличало новое оборонительное вооружение в хвосте. Вместо одиночного пулемета с 400 патронами боекомплекта в сдвинутой ниже новой турели с механическим поворотным устройством были установлены два ствола 12,7 мм калибра с общим боекомплектом в 3000 патронов. Боеприпасы подавались из контейнера в хвостовом бомбоотсеке парой роликовых транспортеров, при этом патронная лента поступала прямо к казенникам.


В августе 1942 года началось производство B-26B-2 с двигателями Wasp R-2800-41, с максимальной скоростью до 317 м.ч. на высоте 14 500 футов.

Другие нововведения модели B включали электросистему на 24 вольта, протектированные топливопроводы и переоснащение различным внутренним оборудованием. Коки винтов были убраны, под фюзеляжем могли устанавливаться замки для 907 кг торпеды, а новая задняя стрелковая точка увеличила общую длину до 17755 мм.

Появившись в мае 1942 года, B-26B имел на 307 самолетах двигатели R-2800-5 Wasp, а в августе для 95 машин было принято обозначение подтипа B-26B-2. Этот подтип имел двигатели R-2800-41, развивавшие 2000 лс на взлете и 1600 лс на 4115 м. Максимальная скорость возросла с 500 км/ч по первой спецификации B-26B до 510 км/ч на 4420 м. Вес увеличился до 10151 кг у пустого, 13483 кг у нормально нагруженного, и 15422 кг с максимальной нагрузкой; последняя включала 1360 кг бомб и 3641 л топлива. Дальность полета с этим весом составляла 1850 км при 418 км/ч, а практический потолок составлял 7163 м.


В-26В-40 с носовым украшением "Акулья пасть" над Италией.

Двигатели R-2800-43 аналогичной мощности, использовавшиеся на всех остальных моделях Marauder, были внедрены на двадцати восьми B-26B-3. Эта модель также имела увеличенные воздухозаборники сверху капотов двигателей с возможностью установки противопесочных фильтров для тропических операций. Такими воздухозаборниками были дооборудованы многие раннесерийные самолеты.

B-26B-4, который появился приблизительно в январе 1942, имел удлиненную носовую стойку шасси для увеличения угла установки кpыла на взлете и незначительные изменения в оборудовании: новый стартер, навигационные приборы и шасси, доработанное для действий зимой. Из 211 построенных машин последние 141 вместо нижнего кинжального 7,62 мм пулемета имели пару 12,7 мм, стреляющих через бортовые люки внизу в задней части фюзеляжа.


Спаренная хвостовая установка пулемётов 50-го калибра (12,7мм) на В-26С-5-МО.

Девять новых средних бомбаpдиpовочных авиагрупп USAAF были введены в строй в 1942 на Marauder, однако в этот период волна критики в отношении самолета достигла пика. Серия несчастных случаев в ходе обучения пилотов-новичков привела к появлению у B-26 таких прозвищ, как "Widow Maker" (Вдоводел) и "Flying Prostitute" (Летающая проститутка).

Плохая репутация самолета дома резко контрастировала с его успехами в боях, что объяснимо уровнем привлеченных пилотов. Рост веса постоянно делал нагрузку на кpыло, а с ней посадочную скорость и скорость сваливания, все выше и выше. Это сделало самолет слишком чуствительным и строгим; в частности, отказ двигателя при выпущеном шасси мог стать катастрофическим. Пилоты-ветераны из заморских частей имели опыт обращения с самолетом в таком случае, а пилоты-новички дома - нет. Многие из пилотов-новичков вообще не летали на каком-либо двухмоторном самолете, и когда к этому добавлялся неопытный технический персонал и перегрузка, рост числа происшествий был понятен.

Инспекторский совет ВВС решил сохранить B-26 в производстве и разрешить проблему введением новой тренировочной программы и увеличением кpыла самолета. Размах нового кpыла возрос с 19812 мм до 21641 мм, а площадь - с 56 до 61,2 кв.м, причем такое крыло должно было быть внедрено на 642 B-26B и новой модели B-26C. Между тем в июле, а затем вновь в октябре 1942 года, USAAF рассматривали вопрос об отказе от этого самолета. Однако похвальные отзывы руководителей из зон боевых действий привели к продолжению карьеры B-26.

B-26С

B-26С был заказан 28.06.41 и строился новым заводом фирмы Martin в Омахе (Hебраска). Переименованный в B-26C-5-MO, он стал первым самолетом Marauder с новым кpылом. Первые три такие машины были приняты в августе 1942, а до конца года в строй вошли 86 B-26С-5.

Более широкое крыло было внедрено на сборочной линии завода в Балтиморе после выпуска к концу 1942 года 641-го короткокpылого Marauder (B-26B-2, -3, -4). Первые 150 экземпляров B-26B-10-MA появились в январе 1943, поставленные по первоначальному контракту B-26B.


B-26C-25 возвращается с миссии в Италии. Левый двигатель самолета на переднем плане был поврежден немецким зенитным огнём на мосту Рокказекка; на обратном пути экипаж облегчил самолёт, чтобы ослабить нагрузку на правый двигатель, отбросив все съёмное оборудование. Когда была сделана эта фотография, из позиции нижней огневой точки сбрасывают патроны 50 калибра.

B-26B-10 и 175 B-26С-5 отличались только местом изготовления. Вес возрос до 10886 кг у пустого самолета и до 16783 кг с нормальной нагрузкой. Максимальная скорость упала до 454 км/ч, а крейсерская до 344 км/ч. Оборонительное вооpужение составили двенадцать 12,7 мм стволов с 4250 патронами. Дополнительный 1892 л бак увеличивал запас топлива до 7426 л, взлетный вес до 17327 кг и перегоночную дальность до 4586 км.

Hовая хвостовая турель Martin-Bell с механическим приводом была внедрена в марте 1943 на B-26B-20-MA и B-26C-10-MO. Она дала стрелку улучшенную защиту, а смещение его слегка вперед повысило эффективность установки. Защищенный бронеперегородкой и толстым стеклом окна, он перемещал стволы посредством электрогидравлической системы.

В течение 1943 серийный выпуск составил 1215 B-26B в Балтиморе и 1149 B-26С в Омахе. Для сражений на Европейском ТВД были выделены 11 групп бомбаpдиpовщиков Marauder.

Продолжение.

США, самолёт, история, Франция, авиация, aircraft profile, 13-я база, Великобритания, журналы, бомбардировщик, Вторая Мировая война

Previous post Next post
Up