ПО НЕВИДИМОЙ ЦЕЛИ.

May 11, 2012 00:14

Майор С.Бельский
ПО НЕВИДИМОЙ ЦЕЛИ.






На протяжении целых пяти веков, начиная с момента появления русской артиллерии, зародившейся в 1389 г., при Дмитрии Донском, и до сравнительно недавнего прошлого артиллеристы придерживались принципа: «не вижу - не стреляю». Этот принцип казался неоспоримым. Для успешной стрельбы люди, стоящие у орудия» должны были видеть цель, видеть, куда попадают посланные ими снаряды.

Этому условию соответствовало и очень простое расположение артиллерии во время боя и самый способ ведения стрельбы. Пушкари и бомбардиры занимали наиболее удобные для наблюдения холмы и возвышенности, устанавливали на них орудия и с этих открытых позиций» в упор, прямой наводкой, громили укрепления и расстреливали живые силы противника.




Такая тактика стрельбы была естественной, пока дальнобойность и меткость огнестрельного оружия оставались на низком уровне. Даже в XVII и XVIII вв. дальность ружейного огня составляла всего 300 шагов, а дальнобойность артиллерии-1000-1200 шагов. Артиллерия того времени почти не нуждалась в укрытии. Да и все поле сражения было видно, как на ладони, и масштабы его были невелики. Орудия находились в общей боевой линии войск, среди конницы и пехоты. В допетровское время пушкари со своими отдельными орудиями устраивались там, где считали для себя удобнее.




При Петре I создаётся своеобразная артиллерийская тактика. Артиллерия располагается на позиции в общей боевой линии войск тремя отдельными группами - батареями. Одна батарея действует в центре и две - на флангах. Эта тактика была заимствована Петром от шведов, война с которыми с первых же лет показала ему огромное значение артиллерии. После поражения под Нарвой, во время которой почти вся устаревшая и неповоротливая русская артиллерия досталась в руки шведов, Петр I создает заново и пушки и тактику стрельбы. Русская артиллерия, которую Петр сам вначале оценивал словами «никуда негодною, понеже все было старое и неисправное», быстро выросла в грозную силу. Она стала одной из главных причин того, что «непобедимые господа шведы хребет свой показали».




С тех пор расположение артиллерии на открытых позициях тремя батареями, в одну линию с пехотой, сохранилось без существенных изменений до наполеоновских войн. О том, как открыто и непосредственно рядом с пехотой располагались орудия, можно судить хотя бы по примеру сражения при Ватерлоо, в 1815 г. Когда 5 тыс. французских кирасир под начальством маршала Нея атаковали центр английской армии, английские артиллеристы спаслись только тем, что бежали в пехотное карре, т. е. укрылись за колоннами пехоты, образовавшими вокруг них живую стену. Орудия были брошены. Лишь после того как английские пехотинцы отбили атаку кавалерии, артиллеристы вернулись на свои места и снова открыли огонь.

Но в это время уже делаются удачные попытки применить неожиданный для противника артиллерийский огонь. Правда, и в этом случае огонь велся с открытых, возвышенных позиций, но эти позиции до последнего момента оставались неизвестными неприятелю, и орудия устанавливались на них непосредственно перед действием. Так поступил, например, Наполеон в сражении при Иене в 1806 г. В ночь с 13 на 14 октября Наполеон перевез свою артиллерию на крутые возвышенности, окаймлявшие долину реки Заалы, с тем чтобы утром эта артиллерия обрушилась, как снег на голову, на левый фланг прусской армии. На рассвете с этих высот был открыт мощный, неожиданный для неприятеля огонь. Спустя три часа войска Наполеона уже преследовали разбитые прусские и саксонские бригады.




В это время артиллерия уже начинает нуждаться в укрытиях. Ружейный и орудийный огонь с обеих сторон постепенно усиливается. Артиллерия становится главной целью неприятельских батарей, которые прежде всего стараются вывести из строя орудия противника и уничтожить их прислугу. Артиллеристы с каждой стороны стараются расположить батареи так, чтобы хорошо видеть цель и в то же время укрыть свои орудия от огня неприятеля, Вырываются траншеи, насыпаются брустверы (земляные насыпи), в них устраиваются сквозные вырезы - амбразуры, через которые стреляют орудия. Даже такое сравнительно незначительное прикрытие обеспечивало в то время более спокойную работу артиллеристов.

В сражении под Бородиным батареи были защищены настоящими полевыми укреплениями с насыпями и рвами. Значение этих батарей в бою было огромно. На центральную русскую батарею Раевского были направлены основные атаки наполеоновских войск. После того как французы ценой громадных усилий заняли эту батарею, оба русских фланга начали медленно отходить назад.



Осада крепости в начале XVII в. (со старинной гравюры). Обстрел крепости ведётся фитильными пушками и мортирами, расположенными на открытой возвышенности перед крепостью.

Но такие сравнительно примитивные меры укрытия артиллерии давали результат лишь при относительно слабом стрелковом вооружении. Дальнобойные ружья, скорострельные пулеметы и мощные орудия, появившиеся в конце XIX и начале XX в., заставили изменить всю тактику ведения боя. Полоса боя раздвинулась вглубь на много километров. Дальность и, что особенно важно, меткость огня заставили войска маскироваться и искать всевозможных укрытий. Пришла пора отказаться от открытого расположения артиллерии, которая представляет особенно заманчивую мишень для неприятельских орудий и пулеметов. Надо было переходить на позиции, надежно укрытые от наблюдения противника. Но такие позиции, защищая от противника, вместе с тем закрывают от батареи ее собственную цель.

Так наметилось положение, при котором батарея потеряла возможность непосредственно видеть поражаемые ею цели. Затруднительным становилось не только пора жать цель, но хотя бы с приблизительной точностью направить орудия в нужную сторону для стрельбы. Не так-то легко ориентироваться среди холмов или лесов, укрывающих орудие в безлюдной незнакомой местности!

Предположим, что направление стрельбы можно было, что называется, «провесить», т. е. выслать вперед по направлению к цели несколько человек, из которых каждый отходит на видимость стоящего сзади. Получается своего рода живой телеграф. Но сколько это отнимает времени и как низка будет точность! А ведь во время стрельбы надо непрерывно корректировать боковые отклонения, перелеты, недолеты и делать это в каких-то определенных и точных единицах измерения.



Сражение при Иене в 1806 г. Ночью французские орудия были установлены на возвышенности и с раннего утра открыли неожиданный и губительный огонь. Это обеспечило разгром прусских бригад.

Появилась необходимость высылать наблюдателя, который, расположившись на каком-нибудь пункте, откуда цель видна, управляет оттуда огнем батареи. Роль такого наблюдателя принимает на себя сам командир батареи.

Так техника усложнила боевой порядок артиллерии. Взамен одного элемента появилось уже два - наблюдательный пункт отделился от огневой позиции. Оба эти элемента должны быть неразрывно связаны друг с другом.

Новые методы стрельбы и новые приборы, появившиеся для этой цели, внедрялись не сразу. В русской армии вплоть до самой войны с Японией в 1904 г. стрельба велась исключительно с открытых позиций. Только опыт Тюренчена заставил русское командование понять, что новая техника неизбежно влечет за собой и изменение тактических приемов.

В бою под Тюренченом в апреле 1904 г. японцы устроили на высотах южнее Ичжу две наблюдательные станции, откуда все расположение русских войск было видно как на ладони. Батареи японцев были укрыты. Они имели карты русских позиций, такие же, какие были и на наблюдательных станциях, так же разделенные на занумерованные квадраты. Огонь укрытых батарей направлялся с наблюдательных вышек с помощью этих карт. Снаряды с невидимых батарей засыпали русские артиллерийские позиции, расположенные по-старинке открыто на Телеграфной горе. В результате русская артиллерия понесла большой урон, но вместе с тем вынесла необходимый для себя урок. Уже спустя три месяца после Тюренчена русская артиллерия в бою под Дашичао громила японцев с закрытых позиций, несмотря на численное превосходство японской артиллерии. В этом бою семь русских батарей (54 орудия) успешно боролись с семью японскими артиллерийскими полками (252 орудия), которые понесли тяжелые потери.

В Ляоянском сражении русская артиллерия была очень удачно расположена на хорошо укрепленных укрытых позициях. Даже те батареи, которые находились на низменном берегу реки, сумели искусно укрыться на полях, в высоких и густых зарослях гаоляна. Батареи вели стрельбу почти исключительно с закрытых позиций. Управление, огнем велось с наблюдательных пунктов. Японцы в этом бою так и не смогли обнаружить огневые позиции русской артиллерии.

На первых этапах этого нового способа ведения огня применялись сравнительно несложные приборы. В их основу был положен угломер. Русские артиллеристы научились пользоваться им в совершенстве. Впоследствии на смену угломеру пришли более сложные приборы, но идея угломера в них сохранилась. Сохранился в принципе и метод наводки орудия - по отсчету углов от вспомогательной точки наводки.




Что же представляет собой простейший угломер? Это круг с делениями для измерения углов. В отличие от принятого в геометрии деления окружности на 360° артиллерийский угломер разделяется на 60 больших, или 6 тыс. малых, делений.




Такое деление не только облегчает и ускоряет все расчеты, но обладает еще одним интересным преимуществом: на какой бы расстоянии ни находилась наблюдаемая цель, всегда одно деление угломера будет составлять приблизительно   1/1000 часть этого расстояния. Если, например, от наблюдателя до цели 1 км и он видит, что снаряд упал на 20 делений в сторону от цели, это значит, что снаряд ушел в сторону на 20/1000 км, т. е. на 20 м. Это явление станет понятным, если мы вспомним, что длина окружности всегда равна т. е. в шесть с небольшим раз больше радиуса. Следовательно, 1/1000 окружности будет приблизительно равна 1/1000 радиуса.

Вот почему эти деления получили название «тысячных».

С помощью тысячных, зная заранее размеры видимых вдалеке предметов (телеграфных столбов, зданий, человеческих фигур и т. д.). можно легко вычислить и расстояние до них. Предположим, что высота двухэтажного здания (т. е. примерно 10 м) занимает в угломере пять делений, это значит, что 10 и составляют 5/1000 расстояния от наблюдателя до здания, а все расстояние будет, следовательно, равно 2 тыс. м.




Познакомимся с самым простым применением угломера. Предположим, что орудие направлено в цель и нужно определить и зафиксировать направление его ствола. Для этого выбирается какая-нибудь условная точка наводки, например стоящее сбоку дерево. Угломер, расположенный в центре орудия, поворачивают, пока его главная ось, проходящая через деления 0-30, не будет направлена на это дерево. При этом окажется, что направление ствола орудия, смотрящего в цель, проходит по отметке 52-50. Вот это и будет зафиксированное направление орудия. Как бы вы теперь ни поворачивали ствол, достаточно сказать этот «угловой адрес», т. е. дать отметку 52-50 и ту же точку наводки, и первоначальное направление ствола будет точно восстановлено.




Подобный «угловой адрес» необходим во всех случаях, когда надо управлять орудием на расстоянии. С его помощью командир батареи, находясь на наблюдательном пункте, приказывает по  телефону «довернуть» орудие вправо или влево на определенное число делений. Его всегда поймут безошибочно и точно.

Но как, находясь на расстоянии, произвести первоначальную наводку на цель? Эта работа выполняется с помощью буссоли, которая представляет собой тот же угломерный круг в сочетании с компасом. Стрелка компаса дает своего рода «точку опоры» для отсчета, общую и для наблюдательного пункта и для батареи. Будет ли батарея справа, слева или сзади, стрелки компаса всегда будут параллельны как у наблюдателя, так и у батареи.

Предположим, что стрелка компаса отметится по угломеру на делении 50, после того как командир наведет на цель ось 0-30. Если теперь на батарее повернуть угломер так, чтобы стрелка компаса отметилась на 50, а орудие направить по оси 0-30, то снаряд пойдет параллельно линии визирования, т. е. параллельно направлению командир - цель. Остается лишь тригонометрически вычислить, на какой угол надо «довернуть» орудие, чтобы снаряд пошел не параллельно линии визирования, а пересекся с ней в  той  точке, где находится цель. Эту задачу командир батареи решает тригонометрически, на основании подобия углов, образующихся при пересечении параллельных линий.

Таков в самых общих чертах принцип наводки орудия, по которому наблюдатель направляет на цель орудия, расположенные на закрытых позициях.




Во время империалистической войны возник новый метод ведения стрельбы. Это стрельба с закрытых позиций без помощи наблюдателя. Этот новый метод появился как дальнейший этап стрельбы с наблюдением.

Мы уже видели, что направление орудия на цель точно фиксируется путем измерения угла, который образуется линиями орудие - цель и орудие - точка паводки. Если мы нанесем эти три точки на карту, то легко определим такую установку угломера, при которой орудие будет направлено на цель. Конечно, артиллерийские карты для этого должны быть сделаны в большом масштабе и с особой точностью. Артиллеристы употребляют для этой цели так называемый «огневой планшет», масштабы которого в два-четыре раза больше, чем масштабы карты. Но и на таком планшете все расчеты должны быть сделаны с исключительной точностью и аккуратностью. Все три точки, определяющие направление орудия, не обозначаются карандашом, а прокалываются тонкой иголкой. Орудие устанавливается точно на заданное место. Для этой цели к центру орудия, там, где находится панорама (усовершенствованная буссоль), подвешивается гирька, чтобы с заданной точкой совпала именно панорама, а не какая-либо иная часть орудия.




Стрельба без наблюдения, особенно с дальних дистанций, осложняется всевозможными поправками. При дальней стрельбе такие причины, как ветер, изменение плотности воздуха, температура снаряда и заряда, износ канала ствола и г, д., могут отклонить снаряд на полкилометра и больше в сторону от наводки. Всем известен пример такой сверхдальней стрельбы - бомбардировка немцами Парижа в 1916 г. с расстояния более 100 км. Германскому штабу потребовался целый штат метеорологов и ученых, чтобы учесть все эти баллистические поправки. При этом немцы пользовались также и шпионской организацией. Находившиеся в Париже шпионы живой связью через Швейцарию сообщали немцам точное место попадания их первых снарядов. На основании этих сообщений немцы производили необходимые поправки

Стрельба без наблюдений - с помощью карт - получила распространение не только для поражения сверхдальних целей. Таким методом приходится пользоваться и в условиях ведения массированного, т. е. чрезвычайно частого, артиллерийского обстрела, когда на протяжении 1 км фронта действуют пять-шесть и более батарей. Никакой наблюдатель в этом случае не в состоянии отличить разрывы своей батареи от разрывов соседних. Стрельбу приходится вести методом стрельбы по карте.




Новые методы стрельбы по карте позволяют открывать почти без пристрелки неожиданный огонь по любой скрытой цели, лишь бы были заранее определены точные координаты положения этой цели на карте.

Было бы грубой ошибкой сделать из этой статьи вывод, что артиллерия во всех случаях должна занимать только закрытые позиции. Артиллеристы считают лучшей позицией ту, с которой можно с наименьшей затратой времени и наиболее верно поразить цель. При известных условиях, если, например, поблизости нет закрытых позиций или не хватает времени, чтобы занять их, самым лучшим решением будет - выезд на ту позицию, которая наиболее удобна для поражения цели.

В истории гражданской войны было немало примеров, когда именно внезапный быстрый выезд отдельных батарей на открытые позиции решал исход важнейших сражений. Один из этих примеров - занятие городка Сольдау во время войны с белополяками в 1920 г. Недостаток винтовочных патронов поставил нашу пехоту в угрожающее положение. Но в тот момент, когда белополяки бросились в победную, как им казалось, атаку, на открытую позицию стремительно выехала наша 1-я батарея 1-го дивизиона и картечью, прямой наводкой, разгромила наступающего врага.

Внезапность, меткость и гибкость огня, дальнобойность и мощь снарядов сделали артиллерию могущественной силой современного боя. Артиллеристы Красной армии в совершенстве овладели этой силой, они овладели всеми методами ведения огня и сумеют разгромить врага любым способом и с любых позиций.

Техника-Молодёжи. 1938.№7. - С.11-14.




это интересно, артиллерия, история, ТЕХНИКА-МОЛОДЁЖИ

Previous post Next post
Up