Прекрасная «Цапля» - Кант Z.506.

Apr 04, 2012 16:57

Прекрасная «Цапля» - Кант Z.506.






Самый удачный гидросамолет Филлиппо Цаппаты, Z.506, прослужил в общей сложности 24 года. Он начал свою "карьеру" в 1936 г. как пассажирская машина на 24 места.




Первоначально на нем устанавливали три 9-цилиндровых звездообразных двигателя Пьяджо "Стелла" XI RC (610 л.с), на поздних экземплярах использовали Альфа Ромео 126 RC.34 (750 л.с), тоже звездообразные. Z.506A в 1936-38 г.г. побил несколько рекордов скорости, высоты и дальности в классе гидросамолетов.



Экипаж Марио Стоппани у своего самолёта.

Среди этих рекордов, в основном установленных Стоппани, были рекорды скорости - 308,4 км/час, 320 км/час, 322,3 км/час на дистанциях соответственно 5000 км, 2000 км и 1000 км. Эти рекорды, поставленные с моторами Альфа Ромео, превзошли достигнутые ранее со звездообразными двигателями ФИАТ А.-59RC. Z.506A поднимался на высоту 7800 м с грузом в 2000 кг и на 6920 м с 5000 кг. Вскоре поставили и рекорд дальности в 5387 км по замкнутому маршруту.






Z.506A начал эксплуатироваться на линиях кампании "Ала Литториа"в 1936 г. с моторами "Пьяджо". В 1936-38 г.г. заказали 16 самолетов. Позднее двигатели "Пьяджо" заменили на Альфа Ромео 126 RC.10. Гидроплан нес до 18 пассажиров с крейсерской скоростью 261 км/час. Максимальная скорость была 393 км/ час, дальность 1200 км. Пустой и взлетный веса составляли 7215 кг и 10520 кг. Габариты: размах 26,5 м, длина 18,93 м, высота 6,77 м; площадь крыла 87,0 м2.






В 1937 г. за установку рекордов принялся Z.506B. Это был военный вариант с подфюзеляжной гондолой (где размещались бомбардир, бомбы и пулемет, направленный назад) и полуубирающейся верхней турелью. С рекордной машины все военное оборудование сняли; она достигла высоты 10310 м с грузом в 1000 кг. Этот же самый Z.506B пролетел без посадки 7024 км от Кадикса до Каравелласа (Бразилия). На рекордном самолете использовали моторы Альфа Ромео 127 RC.55; он имел максимальную скорость 390 км/час. 32 экземпляра Z.506B серии I были поставлены итальянским ВВС и флоту в 1938 г.






Получивший имя "Айроне" ("Цапля"), этот разведчик-бомбардировщик мог нести в бомбоотсеке одну торпеду (800 кг) или разнообразный набор бомб: одну в 800 кг, две по 500 кг плюс три по 50 кг, девять по 50 кг или 100 кг или 16 по 1,5 кг или 2 кг. Вооружение состояло из одного 7,7-мм пулемета Бреда-SAFAT в задней части гондолы и одного 12,7-мм пулемета в верхней турели Бреда МL. Пилотская кабина, где места располагались тандемом, была больше и выше, чем у Z.506A.








Несколько "Айроне" испытали в испанской войне. В 1938 г. 30 машин заказала Польша, но только одна успела прибыть к моменту вторжения немцев. Ее уничтожили на воде немецкие истребители. Итальянский флот забрал остальные самолеты польского заказа.



Франкистские "ЦАПЛИ".

В июле 1940 г. Италия обладала 95 бомбардировщиками Z.506B, из них 61 был боеспособен. Ими были вооружены 31-й и 35-й морские бомбардировочные полки в Элмасе и Бриндизи, а также 147-я, 170-я и 199-я морские разведывательные эскадрильи в Леро, Агусте и Санта-Джиуста. Во время войны "Айроне" использовались как бомбардировщики и торпедоносцы, морские разведчики, спасательные самолеты.






Иногда во время десантных операций они перебрасывали людей и грузы. В 1940-42 г.г. "Айроне" спасли 231 человека. После войны спасательная модификация Z.506S продолжала служить в Средиземноморье в 83-й, 84-й и 85-й группах до 1959 г. В 1948 г. SIAI получила заказ на переделку 20 Z.506B под стандарт Z.506S.








В дополнение к заводу в Монфальконе, несколько серий Z.506B строились на предприятии в Финале-Лигуре (включая серию XII). На серии XII бомбовую нагрузку увеличили с 1000 кг до 1200 кг, ввели боковые установки 7,7-мм пулеметов Бреда-SAFAT; вместо турели "Бреда" поставили турель Капрони-Ланчиани "Дельта"Е с 12,7-мм пулеметом "Скотти". "Пьяджо" также выпускала Z.506. Хотя компания "Аичи" получила лицензию на производство самолета в Японии, маловероятно, что они на самом деле строились в этой стране.








Габариты Z.506B: размах 26,5 м, длина 19,25 м, высота 7,4 м; площадь крыла 87,0 м2. Характеристики: пустой вес 8317 кг, взлетный вес 12325 кг, максимальная скорость 366 км/час, крейсерская 325 км/час, посадочная 129 км/час, дальность 2000-2746 км, потолок 8000 м; высота 4000 м достигалась за 14 мин.. Более тяжелый Z.506B серии XII имел максимальную скорость 349 км/час, крейсерскую - 300 км/час и на набор 4000 м ему требовалось 20 мин. С боевой нагрузкой 950 кг дальность полета была 2000 км, продолжительность - 6 час. 26 мин.




Малоизвестным вариантом Z.506 являлся колесный самолет, подготовленный для дальнего перелета из Элмаса на Сардинии. Пилотом должен был быть Стоппани, но перелет отложили, а затем вообще отменили из-за ненастной погоды. Сухопутный Z.506 был аэродинамически облагорожен и облегчен, отличаясь неубирающимся шасси с колесами в обтекателях вместо поплавков.






ITALIAN CIVIL AND MILITARY AIRCRAFT. 1930~1945. By JONATHAN W. THOMPSON. - © AERO PUBLISHERS, INC. 1963. - Р.55-60.



image You can watch this video on www.livejournal.com



самолёт, трёхмоторник, авиация, Италия, авиалайнер, транспортный самолёт, дизельпанк, гидросамолёт, бомбардировщик, Вторая Мировая война, флот

Previous post Next post
Up