Ещё один отправился в вечный полёт.....

Jan 06, 2013 19:40




Скорбная весть...

4 января 2013 г. после тяжёлой и продолжительной болезни в Главном клиническом военном госпитале им. Бурденко скончался лётчик-истребитель, командир истребительного авиаполка, наиболее результативный ас войны в Корее

Герой Советского Союза

полковник

ПЕПЕЛЯ́ЕВ

Евгений Георгиевич

(1918-2013 гг.)



Е.Г. Пепеляев родился 18.03.1918 г. в г. Бодайбо Иркутской губернии. Окончил ФЗУ, первый курс Омского железнодорожного строительного техникума. В выборе пути первостепенным было влияние старшего брата Константина, ставшего военным лётчиком, сражавшегося в составе 402-го иап и погибшего в воздушном бою над оз. Ильмень в 1941 г. До войны, переехав в Одессу к брату, Евгений добился приёма в аэроклуб, после окончания которого поступил в Одесскую военную авиационную школу, которую окончил в 1938 г.

Служил на Дальнем Востоке (аэр. Бабстово Ленинского р-на Еврейской АО) в 300-м иап. Летал на самолётах И-16, ЛаГГ-3. В ноябре 1943 г. был направлен на стажировку на фронт. В составе 162-го иап, действовавшего на Белорусском фронте, провёл 12 боевых вылетов на Як-7Б.

Летом 1945 г. замкомандира 300-го иап капитан Пепеляев Е.Г. участвовал в прикрытии войск 2-го Дальневосточного фронта, действовавшего против японских вооружённых сил. Провёл здесь более 30 боевых вылетов на Як-9Т. Осенью 1945 г., после того как американские войска начали высаживаться в портах Жёлтого моря, Пепеляев будучи уже командиром 300-го иап был откомандирован в секретном порядке в Северо-восточный Китай.

В декабре 1947 г. окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава и был назначен заместителем командира 196-го иап, лётчики которого одними из первых освоили реактивные самолёты: в 1949 г. - Ла-15, а весной 1950 г. - МиГ-15. Лётный талант Пепеляева Е.Г. был замечен, и его привлекают для участия в авиационных парадах. В паре с военным лётчиком Валентином Лапшиным первыми в стране они продемонстрировали т.н. встречный пилотаж на МиГ-15 - один из самых рискованных и впечатляющих видов воздушного представления, когда сближающиеся с предельной скоростью самолёты расходятся в нескольких метрах.

В 1949 г. он назначен командиром 196-го иап, а на следующий год полк был направлен в Китай для участия в Корейской войне. 196-й истребительный авиаполк наряду с 17-м иап был лучшим по итогам боевой деятельности, уничтожив в воздушных боях 108 американских самолётов, потеряв при этом 10 машин и 4 лётчиков. Свою первую победу Евгений Георгиевич Пепеляев одержал в середине мая 1951 г., открыв счёт сбитых «Сейбров». За время боевых действий в Корее он сменил три МиГ-15 с бортовыми номерами 325, 925 и 760. Сам не был сбит ни разу, хотя «325» пришлось списать из-за деформаций фюзеляжа и оперения, произошедших во время воздушных боёв. С июня 1951 г. Пепеляев Е.Г. и лётчики его полка одними из первых в стране стали летать на МиГ-15бис - новейшей машине того времени, отличавшейся более мощным двигателем ВК-1 и эффективными воздушными тормозами.



Е.Г. Пепеляев провёл лучший бой в сентябре 1951 г., когда в численно равном бою с 8-ю американскими машинами лётчики ведомой им группы сбили 4 самолёта, из них 2 уничтожил он сам. 06.10.1951 г. командир подбил «Сейбр», совершивший вынужденную посадку на территории, контролируемой северокорейскими войсками. В считанные часы машина была вывезена с места вынужденной посадки и вскоре эвакуирована в Союз. Это был первый захваченный «Сейбр». Цена трофея была столь высока, что, став предметом интриг, он в итоге не был засчитан Е. Пепеляеву.

Всего Евгений Георгиевич Пепеляев совершил в Корее 108 боевых вылетов (из них 101 боевой вылет в 1951 г.), в 38 воздушных боях одержал 23 победы над реактивными самолётами противника (1хF-80, 2хF-84, 2хF-94, 18хF-86). Три победы он отдал своему ведомому А. Рыжкову, и они не вошли в официальный счёт Е. Пепеляева; таким образом, официально ему были зачислены 20 побед. Сам Пепеляев в беседе с историками воздушной войны в Корее Ю. Тепсуркаевым и Л. Крыловым сказал по поводу своих воздушных побед следующее: «В двенадцати я уверен. Это точно на все 100%. Если натянуть, то, может быть, пятнадцать».

Среди причин успешной боевой работы своего полка Е. Пепеляев называет высокую работоспособность и слётанность лётчиков, совершавших по несколько тренировочных вылетов в сутки. «Керосина» на выучку не жалели, и это сторицей оправдалось в боях. Немаловажным представляется и тот факт, что полк лично курировал Командующий авиацией МВО генерал Василий Сталин - по мнению Е. Пепеляева, жёсткий и требовательный человек, толковый лётчик, командир почти с неограниченными возможностями.

О войне в корейском небе, можно посмотреть на сайте в воспоминаниях гв. подполковника С.А. Федорца (7 сбитых Сейбров) «Победитель остаётся один. На МиГе против Сейбров. Мои воздушные бои» и выдержки из книги Е.Г. Пелеляева в Эпизоде 3м Фронтовики (повесть Ю. Фёдорова «Зарницы памяти. Записки курсанта лётного училища»)

Всего полковник Е.Г. Пепеляев налетал более 2.000 часов, освоил около 30 типов крылатых машин, среди них реактивные истребители: Як-15, Як-17, Як-25, Ла-15, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, Су-9. В 1958 г. он окончил Военную академию Генштаба. Летал до 1962 г. Демобилизовался в 1973 г. После демобилизации работал в НИИ. Жил в Москве.

Герой Советского Союза (22.04.1952 г.), награждён: 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й ст., 2 орденами Красной Звезды, медалями.

Приносим соболезнования родным и близким, его сослуживцам, подчинённым, всем, кто его знал...

Будем помнить...

Прощание с полковником Е.Г. Пепеляевым состоится в ритуальном зале госпиталя Бурденко, а похороны - на Николо-Архангельском кладбище. 6 января с.г.



Холодная война, СССР, история, память, истребитель, авиация

Previous post Next post
Up