"Упражнения в прекрасном". Мнение 2.

Jul 30, 2012 21:03

К российскому кинематографу я отношусь с твёрдым пессимизмом, не лишённым, однако, надежды. Говоря проще, нудную и пошлую дрянь местной выделки я не смотрю, но верю, что мы можем, если захотим. В то же время, я не приемлю никаких разговоров про возрождение российского кинематографа. Потому что, во-первых, возрождать попросту нечего: российского кинематографа у нас было совсем чуток, а потом начался советский, который, хотим мы этого или нет, был густо замешан на советской идеологии, без которой он может возродиться только жидким поносом, что, кстати, во многом и происходит сейчас.
В то же время, я точно знаю, что у нас есть и прекрасные актёры, и талантливые режиссёры, и неглупые сценаристы. И это иногда - стреляет.
Вот как в этом случае.


В театральный чёс по российской провинции отправляются четыре московских звезды. Ну, знаете, как это бывает: разучивается антреприза, берутся примитивные декорации - стол там, стул, задник - и поехали радовать неизбалованного жителя глубинки. Замкадцы охотно идут на тех звёзд, которые в столице уже не в ролях, а на экране появляются только в старом добром вышеупомянутом советском кино.
В труппе, если совсем честно, звёзд вовсе не четыре, а только одна - Евгений Калинин, некогда звезда блокбастеров, временно не у дел. Звезда женского пола, единственная актриса в труппе, в последний момент соскочила и вместо неё в чёс едет студентка театрального института Алиса. Двое других - старый гомосек Альберт и шебутной Вася - из серии "морда знакомая, но как зовут - не помню".
Их сопровождает Андрюс - тот, кого раньше называли пафосным словом "импрессарио", ну а сейчас это что-то вроде директора гастролей.
Поезд тронулся, актёров ждёт холодная ноябрьская Россия с её железными городами и каменными людьми. Начинаются те самые упражнения в прекрасном...
Упражнение 1: Поездка с новыми коллегами. Особенно интересная, если вы - юная студентка, а ваши попутчики - трое взрослых, нетрезвых мужчин. Тут, как говорится, без гарантии...
Упражнение 2: Безразличная публика и, как следствие, провальный спектакль. Очень сложно взять хотя бы часть вины на себя, когда можно свалить её на коллег, а особенно - на самую беззащитную.
Упражнение 3: Ужин с упырём. Конечно, упырь называет себя бизнесменом, но, как сказано, "по делам узнаете их". Его бескорыстный подарок родному городу - новая дорога на кладбище. Ну и, налегая на халявный вискарь, не надо забывать, что упыри особенно легко теряют человеческую сущность под воздействием алкоголя.
Упражнение 4: Встреча с однокашниками. Ты когда-то рискнул, уехал и стал Московским Артистом. А они остались провинциальными актёрами, которых и в родном Урюпинске-то не все знают. Кто-то относится к тебе с завистью, кто-то - с завистью и уважением, но найдутся и те, кто не скрывает зависти и презрения. Они уверены, что они-то куда круче тебя, просто им пока невезёт. На десерт - объятия огромной студенческой любви: постаревшей, подурневшей и, кажется, поглупевшей...
Упражнение 5: Удачный спектакль. Медные трубы. Масляные взгляды чиновничьих жён во время застолья. Ты звезда. Более того, сегодня ты для них - смысл жизни. Тут крыша поедет у любого, а у актёра она поедет вдвое шустрее.
Фишка в том, что наш квартет в этот самый чёс фактически, сбегает. Каждый - от своего. Звезда Евгений хочет морально отдохнуть от более успешных коллег по цеху, общаясь с теми, кто рангом заведомо ниже. Вася бежит от вечно недовольной и, кажется, уже совсем нелюбимой жены. Альберт бежит от мучительного гомосексуального одиночества, которое не в состоянии скрасить ни больной кот, ни больная мама. Алиса бежит от студенческой общаги со всеми её прелестями. И так выходит, что вот этот провинциальный чёс для них точно такой же смысл жизни. Он живут только на сценах типовых ДК нефтяников(монтажников, железнодорожников, шахтёров) и потом - в совместных попойках и творческих скандалах друг с другом. Получается, своего рода, симбиоз, в котором московский актёр и урюпинский зритель - не могут друг без друга.
Чувствуя этот симбиоз каждой клеткой организма, авторы фильма сделали очень простую и хорошую вещь. Они не стали, по последней моде, щедро сдабривать фильм отборным скотством пополам с камедиклабным юмором. Вместо этого, они рискнули добавить в фильм обыкновенной человечности.
Ну, в конце концов, что мешало им показать, какие самовлюблённые гондоны все эти московские актёришки? Сунуть булавочку коллегам, так сказать? Что мешало авторам показать, какое быдло живёт в Замкадье? Мол, не ходите дети, в Африку гулять.
Да, актёрское племя - народ, мягко говоря, непростой. Да, Замкадье населено далеко не эльфами. Это вот просто вот так вот. Вот московские полузвёзды - они такие. Вот провинциальный зритель - он такой. Они нашли друг друга - и за это друг другу благодарны.
И даже Андрюс, директор гастролей - не напыщенный наглый горлопан с мобилой, в которую он круглосуточно выкрикивает ультиматумы. Нет, Андрюс - просто профи. Он не ловит кайф от своей профессии - это просто его образ жизни. Он относится к актёрам с уважением, а к их выходкам - с безграничным терпением.
Вот, после таких фильмов и появляется она - надежда. Не на пресловутое Возрождение Кинематографа, нет. Просто, на то, что хорошие люди будут снимать всё больше хороших фильмов.



кино

Previous post Next post
Up