Сегодня увидел на станции метро Новокузнецкая мемориальную доску, напоминающие о том что мозаики на станции созданы Владимиром Александровичем Фроловым. И снова стало больно на душе.
О этой странице московского метро не вспоминали все 70 лет. что стоит эта станция. И вообще мало вспоминали о том кто делал мозаики на станциях метро. И доску эту пробивали много лет. Спасибо Елизавете Листовой снявшей фильм
"Советская Империя: Метро" и вспомнившей его подвиг. А история эта весьма драматична.
Владимир Александрович Фролов до революции был известным мозаистом. Объездил пол мира изучая техники мозаики. Приспосабливал византийские и венецианский техники к холодному климату.
Список работ впечатляет! Основал мастерскую, но после революции она была закрыта, десять лет без профессии. Наконец, когда советской стране потребовались мозаики для ему выделили мастерскую в академии художеств.
В холодном блокадном Ленинграде Владимир Александрович, которому уже было 69 лет, при свете керосинки, почти в одиночку, в неотапливаемой мастерской делал мозаики для московского метро. Сделал, отправил посылку на Большую Землю и через три дня умер. И был свален в общую яму - профессорскую могилу. И забыт.
Доску ставили с 2009 года. Муторно, и не так как задумали (хотели в смальте сделать). Но все же поставили.
Но меня все больше саднит история блокадного Ленинграда, в котором нашелся транспорт что бы вывозить мозаики для дворцов, но не нашлось места для людей. Станислав Садальский, написавшему в своем блоге замечательный пост о Фролове так его и озаглавил:
Подвиг, который не нужен. Почитайте пост и посмотрите еще раз на солнечные мозаики созданные в холод и голод Ленинградской блокады.
UPD:
Всё оказалось запутанней. Эти мозаики были сделаны до войны. В блокаду Фролов делал мозаики для ЗиС