Нашел замечательное
выступление Йонаса Элиассона на TED. Он рассказывает как удалось побороть пробки в Стокгольме.
Первое с чего начинает Йонас это то, что дорожное движение самоорганизующаяся система. Он приводит разговор с неким Владимиром, который удивляется, что распределение хлеба в Лондоне не имеет центрального управление.
Еще одна важная идея что загруженность системы меняется нелинейно. Сначала она растет плавно, а потом вдруг перегрузка и полный затор (Собственно это эффект хорошо описывает теория ограничений). Он говорит о правиле 20/80.
Из этого следует, что достаточно разгрузить 20% что бы убрать заторы.
Йонас рассказывает об опыте введения платы за пользования некоторыми дорогами и мостами в Стокгольме. Эффект был моментальный и сразу. Причем плату вводили 2 раза (первый раз эксперементально) и оба раза эффект был моментальный и радикальный.
Удивительны психологические выводы. Жители стали поддерживать плату за проезд. Причем они утверждали что и раньше поддерживали, хотя до пробок это было 40% а после 70%. Так работает память - присоединение к правильному выбору.
При этом попытались выяснить куда же делись люди, если не поехали по мосту? А ни куда! Рассосались!
ТУТ должно быть видео, но гадский редактор ЖЖ выкидывает текст кода видео из тега !
Так что cмотрите на TED Вывод простой: не надо за других планировать что следует делать другим людям, планировать их жизнь. Когда делаешь это, лучше не говорить людям, как надо приспосабливаться. Лучше подтолкнуть их в нужном направлении. И если сделать это правильно, то люди воспользуются переменой, и если сделать это правильно, людям это даже понравится.