Железнодорожный ледокол

Sep 16, 2012 20:23


В Иркутске стоит на приколе старое судно - ледокол  "Ангара". Ледокол этот с необычной судьбой. Это второе  специальное ледокольное судно в России было создано для обслуживания железнодорожной переправы Трансиба  через Байкал. Об истории судна нам рассказали в музее, сделанном в этом судне.


Ледокол Ангара
В 1891 году началось строительство о Транссибирской железной дороги, которая соединила бы фактически разрозненные части страны. Уже в 1901 году началось  движение через КВЖД, но Великий Сибирский Путь был построен лишь в 1903.  Первая очередь дороги была с разрывом, поскольку дорогу преграждал очень сложный участок - Байкал. Дело в том что вплотную к Байкалу подходят  отроги Восточного Саяна, и положить там дорогу было очень сложно.



А пока  строили Кругбайкальскую железную дорогу  пришлось открыть паромную переправу, поскольку война с Японией была на носу.  Для этого в Англии  на фирме Armstrong Whitworth было заранее  заказано уникальное судно  ледокол-паром Байкал.  Обводы судна проектировались с учетом опыта Фрама - первого ледокольного судна в мире.  Прототипом его служили паромы Великих озер в США. Доставляли его частями из Ньюкастла, и собирали в устье Ангары.


Паром Байкал в порту Байкал под загрузкой
Однако, очень быстро выяснилось, что паром не может ходить по льду более 70 см, возникает опасность схода вагонов. Тогда было решено сделать вспомогательный ледокол, который смог бы взламывать более мощные льды. За основу был взят ледокол Ермак, который успешно эксплуатировался на Енисее. Ледокол был также доставлен из Англии, собран, спущен на воду и окрещен в 1900 году Байкалом.


Паром Байкал и ледокол Ангара
Работа паромной переправы продолжалась до 1905 года, когда была введена в строй Кругбайкальская железная дорога построенная по  берегу Байкала. Недолго еще переправа поработала в 1910, когда на Кругбайкальской дороге строили второй путь.

Однако ледокол ждала непростая судьба.Простояв на приколе много лет, в 1918 году он был национализирован. Во время гражданской войны был вооружен двумя 3 дюймовыми пушками. В августе 18 года между ледоколом Ангара, которым командовали красные, и бронепоездом Чехословацкого корпуса произошла дуэль. Бронепоезду пришлось долго прятаться в тоннелях, но он все же смог уйти, нанеся ледоколу лишь незначительные повреждения.


Пушки ледокола Ангара
В 20 году, после создания Дальневосточной Республики, Ангара стала главным судном Байкальской флотилии, охраняя границу Советской Республики.  Конечно смысла охранять границу ДВР не было, но приличия нужно было соблюдать.

После Ангара служила обычным пароходом, перевозя людей и грузы по Байкалу. Во время войны ледокол имел женский экипаж, который едва справлялся с 60 градусной жарой у топок и погрузкой угля. В 59 году его переделали на мазут, а после и вовсе признали эксплуатацию судна невыгодной. Долго решали что делать, отогнали к плотине Иркутской ГЭС и хотели сделать музей. Но делали его халатно, случился пожар и судно затонуло. Очень долго оно торчало из воды на радость вандалам.


В конце концов было принято решение сделать музей. Однако в ночь, когда судно должны были передать, подогнали плавучий док и угнали судно в Мельничную Падь. Шла перестройка и активисты-историки делали немыслимое, что бы сохранить ледокол. В Мельничной Пади судно простояло еще год, пока искали деньги на его восстановление. подняли бурную компанию в прессе, объявили сбор пожертвований, провели лотерею и собрали деньги на его восстановление. Сейчас судно принадлежит Обществу охраны памятников культуры.  Статус общественного музея сильно мозолит глаза городским властям, и уже неоднократно предпринимались попытки отобрать его и сделать что-то более интересное. Пока музей держится.
Немного фото ледокола, сделанные нами во  время экспедиции 2 августа 2012 года.


Верх главной паровой машины ледокола Ангара

Управление главной паровой машиной ледокола Ангара

Вспомогательная паровая машина ледокола Ангара для привода помпы. Сделана в Америке.

Ресиверы для пара Ледокола Ангара

Топка котла ледокола Ангара переделанная на мазут. Таких котлов на ледоколе два.

Остатки компаса и штурвала

Шлюпка ледокола и вентиляционная труба
Все мои фото с ледокола тут.

фотоакын, trans-continental, история

Previous post Next post
Up