Очень точный взгляд на одну из причин русской деструктивности. Мы не видим связи между своим действием и его результатом. Нам кажется, что что бы не делали не получится.
Пассивно-регрессивные
О причинах русской деструктивности.
Александр Новиков - OpenSpace Человек из города Апатиты, который ответил за свое пацанское слово и прыгнул с пятого этажа, оказался Александром Новиковым. Из-за такого совпадения меня, Александра Новикова из Москвы, забросали ссылками на
видеозапись этого поступка.
Это нужно обязательно смотреть. Прыгун открыто говорит о своем страхе: «страшно на самом деле», «…так очково, п…ц». Прощается с другом и вменяет ему в обязанность: «если я разобьюсь, ты меня похоронишь сам». Выпивает «чисто для храбрости», нервически курит и тянет время. Подбадривает себя: «ща все будет». Принимает окончательное решение «ну ладно, пох…й, я сказал “прыгну” - я прыгну». И, обращаясь к воображаемой аудитории, выкрикивает «ну че, народ, погнали нах…», прыгает из окна. По пояс голый, в джинсах и носках, никак не пытаясь прикрыть, защитить тело или надеть хотя бы что-то на ноги.
Друг, снимающий весь ход действия, кажется безжалостным. Ему весело и забавно подталкивать пацанчика к краю, он никоим образом не пытается его остановить. Но, похоже, дело не в жалости, а в совершенном непонимании происходящего и его последствий. Ибо оператора-хроникера все же удивляет состоявшийся прыжок, и он резюмирует: «Вот и прыгнул, бля, дебил».
Рецепт того, как добиться такого состояния, раскрывает уцелевший и не получивший серьезных увечий герой фильма: «Секрет очень прост. Пей неделю, не просыхая. Будет настолько пох…, что не будешь думать о последствиях».
Увы, это не единственный, хотя, может быть, и самый радикальный способ отучиться задумываться о последствиях. Я не готов сейчас браться за выяснение истинных причин того, что приводит к такому отчаянному и самоубийственному состоянию части нашего населения, живущего в малых городах. У молодых мужчин из таких мест неширокий выбор рабочих мест: «Только на заводе. Ну, или на подстанции». Но все как-то не очень вдохновенно, но устраивается. А путь в другие веси кажется совсем узким, непроходимым или вообще невидимым. «Кажется» - одно из ключевых и употребляемых слов, описывающих наши отношения с реальностью. Внутри ненормативной лексики есть более точные и грубые выражения, искренне описывающие наше отвержение ненавистного житья-бытья.
Это видео - документ чудовищного разрыва связей и контакта с реальностью, собой и своим телом, между событиями, поступками и их последствиями. Чистое небытие, которое можно наблюдать. Образ падения, не знающего жалости ни к себе, ни к другим. Самоубийство огромной части нашей страны, которая невероятно изощрена в мастерстве увиливания от реальности, прежде всего, с помощью алкоголя или гипнотических сказок о собственной исключительности и крутизне.
Ужас состоит в том, что мы можем часто наблюдать подобное каждый день, сталкиваясь с проявлением ослепительной и бескорыстной глупости, бессмысленных действий на работе, опасной грубости на автодорогах, неспособностью принимать решения и нести за них ответственность. Мы к ним привыкаем и можем перестать замечать, так как они происходят на земле, а не падают к нам под ноги с верхних этажей.
Что позволяет не диким на вид людям вести себя по-жлобски? Например, игнорировать просьбы перевести телефоны в беззвучный режим в поезде или во время сеанса в кино, говорить тише, чтобы никого не беспокоить? Это не совсем бестактность, невежливость, дурное воспитание или манеры. Это форма жизни в индивидуальном мирке своеволия и детского эгоцентризма. В этот мир может проникнуть сигнал о том, что есть иные люди, живущие иначе и, по крайней мере, не желающие слышать чужие звонки и разговоры. Такая новость может несколько удивить, смутить или даже испортить настроение. Но она не рождается внутри этого мирка как мысль, творящая изменения и соединяющая с большим миром. Поэтому крикнуть в пустоту «ну че, народ!» оказывается достаточным, чтобы почувствовать себя на миру или на районе, где и смерть красна.
Такие состояния развиваются в системах, где чрезмерно увеличена временная дистанция между действием и реакцией на него. За проступок или нарушение правила дорожного движения или закона может ничего не последовать или последовать то, что никак не связано с законами или заботой об общественном благе. Действия и активность на месте работы внутри малоэффективных предприятий вызывает настолько косвенный или поздний ответ в адрес субъекта действия, что он перестает их вообще связывать друг с другом.
Когда занимаются воспитанием молодых щенков, в первую очередь владельцев собак обучают тому, чтобы мгновенно реагировать на выполнение или невыполнение команд. В противном случае самые умные или милейшие существа не в состоянии понять, за что их угощают лакомством или больно дергают за поводок, и мало чему научаются. Их продолжают кормить любящие и не очень заботливые хозяева, но нервно ведут себя все, в силу взаимного недовольства и непонимания причин, почему так все складывается.
Чем чаще я встречаю людей, которые уже сейчас «неплохо устроились» или стремятся к «устройству», а не к тому, чтобы делать что-то самим, тем больше беспокоюсь и вижу погружение в пространство, особую реальность, которая «пружинит» в ответ на действия и поступки человека, как вата.
Такая жизнь сразу не убивает, скорее пригревает, но перестает учить и плодит людей, не способных ничего делать самостоятельно. Именно такой тип людей особенно настырно делает глупости. Ведь чаще всего глупость - это самое простое, что можно сделать, поэтому это их единственное деяние, которое они сами могут осуществить. Даже уговоры других людей поступить иначе лишь усиливают героический эффект самостоятельности решения и поступка, чаще всего разрушительного для автора.
Природа нашей русской деструктивности не в самоотверженности. Она в безразличии не к себе, а к действительности. Никто не хочет и не собирается себя разрушать или убивать, никто даже не подозревает об этом в процессе медленного суицида. Но как только мы отворачиваемся от бытия, от того, что должны обязательно сделать, мы немедленно выпадаем в небытие, как из открытого окна.
Но пока каким-то чудом не разбиваемся об асфальт, а чуть поободравшись, застреваем к кроне соседнего с домом дерева.