Наконец добрался до книжки Леннарта Дальгрена "
Вопреки абсурду, или как я покорял Россию, а она - меня Воспоминания бывшего генерального директора IKEA в России" . Замечательная книгига, и очень адекватный перевод Белайчук.
Леннарт замечательный рассказчик, и поразительно упорный человек, сделавший невозможное он ввел сюда ИКЕА практически не нарушая закон. Эта книга для меня закрыла вопросы об инвестициях в Россию. История ИКЕА - история борьбы с маразмом, жадностью и неадекватностью властей.При этом о людях он отзывается тепло и удивляется их стойкостью. Еще покорило в Леннарде потрясающее чувство юмора.
Просто порой поражаешься разнице в менталитетах, на которые ссылается Леннарт. Он много раз отмечает, что в поведении чиновников эмоциональное преобладает над рациональным. Чиновники его "вызывающее", крушащее иерархию поведение тоже не понимают, и даже нанимают психологов, что бы те объяснили почему этот швед так себя ведет. Другой чиновник искренне зауважал ИКЕА, за то, что она смогла "купить всю мировую прессу", когда они ни как не могли открыть МЕГУ в Химках.
При этом он говорит. что когда чиновники захотят - могут горы свернуть. Так например всего за год был открыт магазин ИКЕА в Казани, а в Химках война с городскими властями вышла на международный уровень. От некоторых его признаний бросает в дрожь (он, впрочем не настаивает)
Как-то я вновь оказался среди людей, с которыми можно было обсудить возможность встречи между Кампрадом и Путиным. Один из присутствующих сказал по-русски, что ИКЕА вряд ли захочет встречаться с президентом. Я поинтересовался, почему. Не знаю, говорили они серьезно или шутили, но ответ был такой: «ИКЕА же на всем экономит, а по нашему таксометру встреча с Путиным будет стоить 5-10 миллионов долларов, которые вы никогда не заплатите». Инстинктивно я почувствовал, что, пожалуй, будет лучше не развивать эту тему, и ничего не ответил.
Пожалуй вытащу еще несколько цитат:
Анкета для проверяющих
С открытием нашего первого магазина работать нам во многом стало легче. Но появились и новые трудности. Теперь за нами непрерывно наблюдали. Почти каждый день к нам приходила то одна, то другая группа чиновников с проверкой каждого аспекта деятельности нашего магазина и офиса...
Все эти проверки обычно сводились к угрозам или требованию оплатить штраф. Мы предполагали, что либо местные чиновники хотят подзаработать, либо действуют не по своему усмотрению, а по прямому указанию свыше...
В конце концов нам это надоело, и мы составили нечто вроде анкеты, которую должны были заполнять все проверяющие. В ней требовалось указать имя и должность, цель проверки, орган, по указанию которого она проводится, и так далее. Документ был составлен по образу и подобию тех бесчисленных бланков, с которыми эти господа приходили к нам (и заполнялась в трех экземплярах: один для инспектора, один для ИКЕА, один для ФСБ) С введением такого опросника количество желающих нас проинспектировать заметно поубавилось.
Воруют ли в России Больше, Чем в других странах?
Все журналисты были очень довольны тем, что увидели. Все, кроме одной девушки, которой показалось, что наш способ выкладки товаров будет провоцировать людей на кражу. Она считала, что следует учесть особенность русского менталитета и не подвергать людей искушению. Остальные в целом с ней согласились. Мне показалось странным, что российские журналисты так низко оценивают нравственный уровень своих соотечественников.
Но мы не собирались принимать никаких особых мер безопасности. С помощью специальных систем мы рассчитывали узнать, будет ли процент краж в нашем московском магазине выше, чем в других странах мира.
Как бы пристально мы ни следили за статистикой, уровень краж оставался существенно ниже среднего по ИКЕА. Когда мы открыли еще магазины в России, мы уже могли с уверенностью заявить: в этой стране у нас крадут меньше, чем в других странах. Удивительно, почему среди русских так распространено мнение о том, что их собственный народ имеет какую-то особую склонность к воровству?
Ёлки-палки
Покупатели ИКЕА получали возможность оставить небольшой залог и взять елку напрокат на новогодние праздники. Тем, кто после празднования Нового 2001 года и Рождества приходил с елкой обратно, мы возвращали деньги...
Журналисты, которые уже хорошо знали нашу компанию, тоже заинтересовались этой акцией. Один из них поинтересовался:
- ИКЕА - социально ответственная компания, наверняка вы планируете каким-то образом утилизировать все те елки, которые вам возвращают?
- Конечно, - ответил я, - перед тем, как срубить ель, мы нумеруем ее и оставляем такой же номер на пне. Когда елка возвращается в магазин, мы доставляем ее обратно к месту вырубки и прикрепляем к родному пеньку до следующего Рождества.
Я ожидал, что аудитория встретит эту историю дружным смехом, но, к моему ужасу, большая часть журналистов с абсолютно серьезным видом законспектировали мои слова. Наверное, я забыл сказать волшебное слово «шутка». В конце концов я рассмеялся, и все всё поняли.
Учиться, Учиться и Учиться!
В ИКЕА есть традиция: все гости, включая руководство самого высокого уровня, в день открытия магазина какое-то время работают на кассах, помогая первым покупателям упаковывать товар. Мне рассказывали, как женщина, стоящая в очереди, глядя Ингвара [Кампрада] (самый богатый человек мира в один из годов, напутствовала своего сына: «Смотри, не будешь уроки делать - станешь, вот как этот дедушка, на старости лет чужим людям покупки упаковывать».
На метро к министрам
Сам Ингвар Кампрад в этом отношении придерживается максимально старомодных критериев. При любой возможности он пользуется общественным транспортом, путешествует только экономклассом и никогда не упустит случая поставить на вид кому-нибудь из сотрудников, которые ведут себя по-другому. В Москве, где дороги вечно перегружены, мы с семьей всегда пользуемся метро. Естественно, когда у нас гостил Ингвар Кампрад, мы не делали исключений из этого правила. Не знаю, что сказали бы все эти важные господа на черных лимузинах, с которыми мы встречались, если бы узнали, на чем мы приехали на встречу. И что сказали бы люди в метро, если бы знали, кто этот пожилой мужчина, стоящий рядом.