Сегодня
Байрам Аннаков напомнил
историю про "успешных бизнесменов".
В MIT Ребекка Хендерсон наглядно показывает, сколь легко поддаться искушению “все объяснить”, когда речь идет о совершенно случайных событиях.
“В начале курса по стратегическому управлению я прошу всех студентов встать и подбросить монетку, - говорит она. - Тем, у кого выпала решка, надо сесть, остальные продолжают стоять. В аудитории около семидесяти студентов, поэтому не удивительно, что после шести-семи бросаний стоять остаются только один-два. Изображая восхищение, я подхожу к ним и спрашиваю: “Как вам это удалось? Семь раз подряд орел! Можно взять у вас интервью? Вы родились в рубашке? Или вы как-то по-особому подбрасываете монетку? Вы не возражаете, если я изучу ваш подход.
И я вспомнил историю, про аферу в США в середине 60х. Человеку приходит предложение воспользоваться услугами агентства, которое точно знает что завтра акции Х вырастут (или упадут) в цене. Человек выбрасывает спам, но акции ведут по предсказанному. Потом он выбрасывает второе, письмо, потом третье. Но письма предсказывают будущее абсолютно точно. Наконец на 7 или 10 разе он сдается и покупает акции у агентства… Что дальше уже неинтересно, деньги пропали.
Как же получилось угадать 10 раз? Очень просто. Берется большая база адресов, половине посылается одни предсказания, половине другие. “Не угадавшие” выбывают из игры, а остальные рано или поздно клюют.