Марк Солонин дал хорошую оценку потерь во ВОВ. Разумно. А главное понятно, почему в стране, в которой каждый рот питался по карточкам, существовал институт тотальной прописки, никак не могут посчитать потери в войне хотя бы с точностью но нескольких миллионов. По той же почему бывает пожар на складе у проворовавшегося товароведа.
Опять двадцать семь
Все, как всегда. Каждый год, накануне 9 мая Министерство обороны РФ сообщает "новые, уточненные данные" о потерях СССР во Второй Мирвой войне. Опять и снова "новые уточненные" с точностью до последней цифры соответствуют прошлогодним: 26,6 млн. погибших, в том числе 8,7 млн. - потери Вооруженных Сил. Снова и как всегда арифметическая разница между 26,6 и 8,7, т.е. 18 млн мирного населения не произносится вслух (и это чуть-чуть радует - значит, хотя бы международного скандала ОНИ боятся). Снова, как черт из табакерки, появляется "дежурный историк" Соколов с сообщением про 44 млн. убитых...
С чувством унылой безнадежности в Н-ный раз придется повторить очевидные (для кого очевидные? для вменяемых? сколько их, вменяемых?) вещи:
1. Цифра 26,6 получена не суммированием, а вычитанием. Из данных переписи 1939 г., "пересчитанных на дату 22 июня 41 г." вычитаются данные переписи населения 1959 г., пересчитанные на 14 лет назад, к году 45-му. Таким способом можно было получить практически ЛЮБЫЕ цифры. Пересчет переписи 59 года на 45 год - это бред сивой кобылы. Ни один демограф не может знать, как повлияли на динамику рождений и смертей такие уникальные, никогда ранее в истории демографической науки не наблюдавшиеся явления, как массовая гибель мужчин брачного возраста (на селе дело доходило до отметки 22 мужчины на 100 женщин детородного возраста), массовое привлечение женщин детородного возраста к непосильному физическому труду, массовая беспризорность детей, необычайно большое число неполных семей, гигантская, невиданная со времен "великого переселения народов", миграция населения и связанное с этим обвальное ухудшение санитарно-бытовых условий…
2. Государство НЕ МОГЛО НЕ ЗНАТЬ, сколько людей у него числится. В СССР действовала карточная система распределения продуктов питания, система обязательной регистрации ("прописка") населения, государственно-принудительного использования трудовых ресурсов. Без прописки нельзя было получить хлебную карточку, встать в очередь на жилье, отдать ребенка в детский сад и школу, похоронить умершего и.т.д. Государство и в 44 (после освобождения всей территории СССР от оккупантов), и в 45. и в 46, и во все последующие годы знало - сколько у него людей. Игры в "пересчет назад" данных переписи 59 года могут иметь лишь одно объяснение - так проще. Проще фальсифицировать.
3. Вооруженные силы не могли потерять больше солдат, чем получили (т.е., чем получается из арифметики баланса мобилизации и демобилизации). Совершенно не важно (для статистики, а не для совести, "неважно") - похоронен ли солдат с почестями или его кости гниют в безымянном болоте, учтена его гибель в сводках штабов или нет. Армия не могла потерять больше, чем в ней было. Дальше все просто:
- было (с учетом БУС) 5,7 млн.
- мобилизовано всего за всю войну 28,8 млн.
- демобилизовано по ранению (болезни) 3,8 млн
- передано для работы в промышленности и пр. 3,6 млн
- изъято из ВС органами НКВД 0,6 млн
- на конец войны (с учетом раненых в госпиталях) числилось 12,8 млн
ВЫВОД: потери Вооруженных Сил не могут быть больше 13,7 млн
Меньше быть могут. Из плена вернулось 1,84 млн. Сколько живых, не погибших, пленных и дезертиров НЕ вернулось в СССР и укрылось на Западе, не знает никто. Понятно лишь то, что не вернулись многие. В любом случае, число погибших (убитых в бою, умерших от ран в госпиталях, умерших в плену) не может быть больше 11,9 млн = (13,7 - 1,84)
Больше быть не может. Меньше может быть только на величину бежавших на Запад пленных и укрывшихся, сменив документы и фамилию, внутри страны дезертиров. Едва ли это число превышает (по самой грубой оценке) 1 млн. Так что меньше 10-11 млн. погибших (убитых) потери Вооруженных Сил СССР быть, увы, не могут
3. Единственным серьезным возражением против такой оценки может быть только утверждение о "неучтенном призыве". Неучтенный призыв имел место: в первые месяцы войны (т.н. "народное ополчение") и 43-44 годах, когда на освобожденной территории мужчин призывного возраста забирали в части, минуя военкомат. Такое имело место быть, однако надо понять масштаб явления. Большая часть т.н. "народного ополчения" была переформирована в "нормальные" стрелковые дивизии. поставлена на учет и все виды довольствия. Разговоры про "миллионы ополченцев, полегших в полях под Москвой", не более, чем недостойное кликушество. Что же касается "неучтенного призыва" на освобожденных территориях, то это десятки, едва ли - сотни тысяч человек, но никак не миллионы.
4. Единственным источником сведений о потерях мирного населения оккупипрованных территорий были и остаются отчеты "Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию преступлений немецко-фашистских оккупантов" (ЧГК). ЧГК насчитала - с огромными пропагандистскими преувеличениями - 6,4 млн. убитых. НО в это число вошли и убитые (умершие) на оккупированной советской территории военнопленные. Таким образом, из числа мирного населения было убито порядка 5 млн. человек (в том числе - 2,8 млн. евреев). Цифра ужасная, преступление - безмерное и не имеющее срока давности, но никаких "18 млн. мирных жителей, замученных фашистскими извергами", тут и близко не просматривается
5. Стабильность и повторяемость действия позволяют предположить его целенаправленность (наличие умысла). Систематическое, многолетнее завышение потерь Советского Союза в войне (в том числе - многократное завышения числа мирных жителей, убитых оккупантами), вероятно, не случайно. По моему мнению, Гитлер и война использовались и используются по сей день в качестве "пожара на складе".
В общем (и для этого - завышенном) массиве потерь войны власти СССР/РФ хотят "утопить" факты массовой гибели советских людей, вызванные действиями и(или) преступным бездействием т.н. "советской власти". Массовые беззаконные репрессии довоенных, военных и послевоенных лет, массовые депортации населения с "освобожденных" и "присоединенных" территорий, локальные голодоморы военного времени, чудовищные условия труда и жизни эвакуированного (правильнее сказать - бежавшего) с занятых противником территорий населения, массовая гибель "спецпоселенцев" и "трудармейцев", смертный голод 1946 года... Длинный список, и как "удачно" для сокрытия этих страниц истории пригодилась Великая Отечественная война!