В Новой Газете
вышла статья о Алексея Иванова "Дикое Счастье" . Она о феномене, названном Уральская Матрица.
Суть этого явления в том, что за случайным, шальным успехом (фартом), будь то находка самородка или подарок завода почти всегда следует "дикое счастье"...
Сначала бывал фарт - удача старателя. Самородок. Золотоносная жила или россыпь. Гнездо самоцветов. Потом приходило богатство. Иногда - баснословное. А потом начиналось «дикое счастье», когда счастливец золотил сабли городовым, усыпал площади ассигнациями, мыл коней шампанским. В финале - в лучшем случае горькое похмелье. А то и петля, пуля в висок, сума нищего, каземат.
А вот Строгановы были не в чести. Они не полагались на фарт.
Строгановы вели себя противоположным образом. В середине XVIII века они начали терять родовые вотчины, которые уходили в качестве приданого. И в 1817 году Павел Строганов оформил майорат - институт неделимости владений. Отделить можно было ренту, дивиденды, а не землю и заводы. Так в XVI веке завещал еще Аника Строганов: «Родовые владения остаются в роду!». Но и с уже «отделенными» заводами строгановские заводы работали «в кооперации»...
Демидовы снимали сливки и не владели землей. Строгановы заводили школы и больницы, отправляли одаренных детей учиться в столичные и заграничные заведения. Уже в XVIII веке Строгановы ввели на своих заводах пенсии по старости или увечью. Ну а демидовские люди всегда были готовы принять насилие над собой и применить его к другому.
После революции Демидовых поставили снова на постамент. Хотя они все своё сказочное богатство порастеряли.
Маргинальные ценности - это ценности рабов. Советская система исподволь внушала их трудовым людям. Внушала, когда окружала и замещала рабами. Когда потихоньку закабаляла и стирала границу между волей и неволей....
Экстенсивная промышленность СССР, которая эксплуатировала богатства недр, а не технологии, - это фарт государства, которое вдруг по-демидовски хапнуло все недра и заводы.Рабство бесчисленных зэков - фарт государства, которое вдруг по-демидовски хапнуло целую армию бесплатных рабов - от дремучего крестьянина до академика из «атомного города». Государство было словно пьяным от «дикого счастья», пока не растрясло своих богатств, как растряс их род Демидовых. Но пока государство трясло богатствами, в подсознание народа въедалась отрава: вот так и надо жить.