Гербы московских районов - очень странный предмет. Смесь наивности с тщеславием. Почти анекдот. Но отдельно меня привлек герб района Митино. На его примере можно увидеть как странные исторические домыслы встречаются с официозом. Итак.
Официальный герб района Митино
Это последняя редакция герба. Герб и флаг муниципального образования Митино утверждены решением муниципального Cобрания №1-4 от 10 февраля 2004 года.
"Геральдическое описание герба
В красном щите московской формы золотая древнерусская ладья на колесах. В зеленой оконечности золотой дубовый лист с желудем.
Объяснение символики герба
Золотая древнерусская ладья на колесах в красном поле щита символизирует существовавший в XIII-XIV веках на территории муниципального образования сухопутный волок, по которому переправлялись суда из Москвы-реки по долинам рек Барышихи и Сходни в реку Клязьму. Конструкция ладьи на колесах известна по летописному рассказу о походе князя Олега на Константинополь (Царьград). Золотой дубовый лист в зеленой оконечности символизирует старинную природную дубраву, нашедшую отражение в топонимике муниципального образования: улицы Дубравная, Барышиха".
В старой редакции от 1997 года, впрочем, сказано более расплывчато
В верхней части красного цвета расположено изображение старинной золотой ладьи под парусом на колесах. Историческим источником для ее изображения служит летописный рассказ о походе князя Олега на Константинополь, в котором говорится, как были поражены византийцы видом кораблей русичей, поставленных на колеса и с распущенными парусами двигавшихся по суше к стенам города.
В XIII-XIV веках здесь проходил сухопутный путь-волок между рекой Клязьмой и Москвой-рекой.
Ладья на колёсах?
Первое что бросается в глаза в описании - это изображение «ладьи на колёсах». По всей видимости художник сначала просто нарисовал варяжскую ладью. Вот такую.
Гокстадская ладья была обнаружена с 32 щитами на каждом борту.
То есть сначала кружочки на гербовой ладье были щитами, но съехали вниз и превратились в колёсики. И это творчески осмысленно во фразе о известной по походу Олега на Константинополь конструкции ладьи. Ну а что, даже есть знаменитая иллюстрация из Повести Временных лет.
Подступ Олега к Царьграду на кораблях с колесами из Радзивиловской летописи
То есть конструкция колёсной ладьи уже освящена веками, нет сомнений! А Колёса у ладей были типа велосипедных, с тонкими спицами. Правда нигде, кроме как на картинке, этих колёсных ладей не видел.
Был ли волок в Мититино?
Хорошо, с фантазийными короблями на колёсах мы разобрались. А теперь главное - где же шёл волок по территории Митино?
Волок должен быть где то в районе водораздела двух речных систем. К северу от Москвы начинается река Клязма, удобный путь к Владимиру. По историческим исследованиям к северу от Москвы было два волока из притоков Москва-реки в Клязму.
Через Барышиху, как написано в описании к гербу, волочить суда в Клязьму было бы неразумно. Речка длинной всего 3 км и начинается на территории Митино в Уваровом овраге.
Первый же реальный волок был на территории современных Мытищ либо из притока Яузы - речки Работни оврагами в Клязьму, либо из заболоченного сейчас верхового озера. Собственно само название Мытищи подтверждает наличие места, где с чего-то брали мыту - таможенный сбор.
Второй волок проходил по речке Сходне, которая несомненно проходит по Митино. Но сам волок находился выше по течению, в районе платформы Новоподрезково и села Черкизово.
Так что путь в Клязму по Митино проходил, но с таким же успехом это можно было бы отразить и на гербах других районов, где течет река Сходня.
Отмечу, что сама технология волока во многом не понятна. Понятно, что суда или грузы как то перетаскивали, но какие суда и как во многом не понятно. Об этом надо будет написать отдельный пост.
Волоцкая дорога
Дополнительную путаницу возможно, вносит название дороги, которое вела в Митино - Волоцкая. Название это прослеживается от Кремля, а прежнее название Пятницкого шоссе - Старая Волоцкая дорога. Но вела эта дорога в Волок Ламский - Волоколамск, который был действительно важным городом для московской торговли. Здесь волочили суда из реки москворецкого притока реки Рузы в верхневолжский приток Шошу.
Кстати, река Барышиха, поминаемая в описании герба, пересекала эту Волоцкую дорогу. Возможно, что здесь и было место, где перегружали грузы на лодки, а дальше спускались в Москва-реку.
Вот так одно неразумение на другое порождает фантастические гербы и теории.
Ну а в завершение посмотрите
лекцию Ларисы Скрипник об истории Митино из цикла «Уличный лекторий музея Москвы». Эта лекция и сподвигла меня на изучение герба Митино и других московских гербов.