Определение места написания картины Рауха графическим методом равных углов

Oct 20, 2017 13:06

Эта история началась с того, что Андей Дворников, нагатинский краевед, обликовал в районной краеведческой группе ФБ пост, где обратил внимание на то, что картина И.Н. Рауха (Rauch Iohann-Nepomuk) 1837 года "Москва. Вид с Воробьевых гор", хранящаяся в музее Пушкина,  никак не может быть видом оттуда. По его предположениям, "Г-н Раух рисовал эту картину находясь примерно в районе дома номер девять по....Нагатинской улице. Не доходя метров трёхсот до 1-Нагатинского проезда (на месте проезда была ложбина). Примерно там где был дом Верещагина." (собственно на дом Верещагина я и сделал стойку, поскольку нашел  место его дома:).



Москва. Вид с Воробьевых гор. И.-Н. Раух (Rauch Iohann-Nepomuk) 1837, Холст, масло. 108 × 145. КП-6578. Из Государственной Третьяковской галереи в 1940 г.

Мне захотелось подтвердить это предположение. И я решил найти точу из которой открывается такой вид, как на картине. Для этого я решил воспользоваться простым рассуждением: если провести линии из условной точки места откуда была сделана картин или фотографя до узнаваемых ориентиров, то углы между этими линиями останутся равными  тем углам между линиями,  что можно провести из места картины на карте до ориентиров на карте. Таким образом нужно построить эти линии на картине, а затем наложить   их на карту так, что бы все линии ориентиров прошли через метки этих мест на карте. А точка пересечения линий укажет место написания картины или съемки фото.


Для работы я использовал CorelDraw и Мои Карты Гугл. Можно использовать любой редактор изображений, лишь бы он рисовал прямые и любые удобные карты. Мне нравятся Мои Карты Гугл потому что тут легко расставлять метки и есть несколько базовых подложек карт (схема, фото, рельеф и тд). А в векторном CorelDraw легко строить линии и использовать растры.
Шаг 1: Наложение линий на картину

Для наложений линий  я импортировал картину в CorelDraw  и провел линии из одной точки места (за краем полотна)  по вершинам видимых узнаваемых  высоких зданий. Я решил выбрать (слева направо) :
  1. Главный  (Большой) храм Донского монастыря;
  2. Боровицкая башня  кремля;
  3. Колокольня Иван Великий;
  4. Спасская Башня Кремля;
  5. Собор Василия Блаженного;
  6. Колокольня храма Воскресения Славущего у Данилова монастыря.
Получилась такая картинка:



Линии я провел жёлтым поскольку их хорошо видно и на картине, и потом на карте. Для удобства я оставил лишь три ориентира, дополнительные линии усложняют привязку. Кроме того оказалось,  что храм Василия Блаженного и Спасская Башней дописывалась из более близкой точки. Таким образом в следующих иллюстрация я оставлю для простоты линии 3 основных ориентиров..
Шаг 2: Построение карты ориентиров.

Для создания карты открываем карты Гугл



и выбираем пункт Мои  Места.




Создаем новую карту, и ставим метки ориентиров. Метки можно ставить как вручную, так и с помощью поиска в верхней строке и добавления её на карту. Карта поддерживает работу со слоями. На этой карте я сделал 2 слоя: с основными и дополнительными ориентирами. Базовой картой удобно делать снимок из космоса, однако помните что на снимке вершина высоких объектов может не совпадать с реальной точкой центра здания. Вид меток можно менять. На карту можно ссылаться.




Итак. Карта готова. Теперь переключаем карту в режим спутника (удобно ориентироваться по домам)  и делаем скриншот с экрана. Делайте скриншот в таком масштабе чтобы предполагаемое место  попало в кадр.
Шаг 3. Подгонка карты под линии

Теперь самый главный момент. Импортируем скриншот карты  с метками и вращая и перемещая карту подгоняем ее место так, что бы все метки лежали на линиях ориентиров.  Рекомендую отключить слой с картиной и зафиксировать линии от перемещения. В CorelDraw это делать удобно, поскольку центр вращения объектов можно перемещать. В итоге получилось вот такая картинка с главными ориентирами.




Итак, линии основных ориентиров легли на карту достаточно точно. И легли на берег реки! Теперь осталось уточнить это место на картах.  Что бы понять точнее увеличим карту.




Видим что искомая точка чуть южнее корпусов Даниловской мануфактуры.
Шаг 4:  Привязка точки к карте

Откроем теперь старые карты. На наше счастье на сайте RetroMap.ru есть подробная карта Москвы 1838 года! Включим просмотр в режим 2 карт и на современной карте выставим перекрестие центра просмотра примерно на край территории Даниловской мануфактуры куда попала наша точка.




Что же мы видим на карте?  Тут действительно овражистый берег и есть как минимум пара овражков по которым мог быть устроен подъем от реки. Поскольку берег за деревом не виден, полагаю что дерево стоит около стрелки на слиянии реки Кровянки и Москва-реки (красная стрелка). Однако берег и ориентиры могли писаться чуть из разных мест, например из места отмеченного зеленой стрелкой, что ближе к точке схождения ориентиров.  В целом мы видим, что берег на карте более менее совпадает с изображенным на картине. Высота берега сейчас  здесь на 20-25 метров выше современного уровня Москва-реки, а тогда была еще больше, поскольку Москва-река не была подпружена плотинами.

Интересно, что еще совсем недавно это место называлось "Зелёные горы" и еще в 80-е годы 20 века так называлась остановка общественного транспорта, которая сейчас называется "бассейн Труд".



Выводы

Таким образом с помощью графического метода равных углов удалось относительно точно привязать место написания картины  Рауха 1837года  атрибутированной как "Вид с  Воробьевых гор". Это место на высоком берегу Москва-реки у впадения реки Кровянки.  Сейчас это место находится на территории Даниловской мануфактуры.
Дополнительные соображения

Вид от дома Верещагина

Покажу как ложатся ориентиры из точки на берегу у Нагатинской набережной на месте дома Верещагина.


Как дожны быть видны ориентиры картины Рауха от точки у дома Верещагина

Как мы видим, что из точки у дома Верещагина Данилов монастырь лежит почти на прямой с колокольней Иван Великий, а Донской монастырь должен был быть виден под меньшим углов от Кремля (и, наверное, его загораживали высокие Зеленые горы).
Дополнительные ориентиры

Попробуем включить линии дополнительных ориентиров и наложим их на карту.




Как видно если метка  Боровицкой башни легла практически точно на свою линию ориентира картины, то Спасская башня и храм Василия Блаженного должны быть видны значительно ближе к колокольне Иван Великий. Вероятно художник дописал картину из другой точки. Если попытаться найти это место, то получатся что Спасскую башню и собор видны так примерно с Калужской площади.




Скорее всего это дописано с каланчи Серпуховской части располагавшейся  или скорее каланчи  Якиманской части которые обозначены на карте 1852 года.




краеведение

Previous post Next post
Up