Диск с Qawwali я нашел случайно в столе у друга. Это был несравненый пакистанец Нусрат Фатех Али Хан. И вдруг я понял, что это джаз. Настоящий, который уже редко услышишь. Джаз - это когда музыка играет музыкантом, а не музыкант музыкой. Собствено
каввали и родился из разговора со всевышним и служит для достижения эктатического состояния восторга слияния с ним. Этим, кстати, объясняется длинные, не менее 15 минут песнопения, имеющие сложную структуру, когда певцы сначала настраивают слушателей на состояние и только минут через 5 начинется основная тема. Но я хотел бы показать как суфийская песня стала для меня открытием. Речь идет о песне "сочиненным" Али Ханом в 1979 "на стихи" принцессы Мира Баи (жившей в 16 веке) Sanson Ki Mala Pe. С тех пор она пережила много воплощений,
на Ютубе даже завели канал с вариантами песни .
Оригинал обязательно посмотрите сами (просто номальный это 25 минут, медлеенно-медленно разварачивающая мелодия.) Я же нашел вот эту запись полностью перевернувшую впечатление о современной пакистанской музыке. Посмотрите этот диалог солистов, их жесты, как они подхватывают тему другого! Даже когда они не попадают - это выглядит живо, а уж как Джавед Башир использует явно джазовые приемы! Настоящий джем-сейшн.
И надо сказать что это скорее норма для Пакистана: современная формаи и традиционное содержание. По снастоящему традиционное - одно каввали это 600 лет традиции! Но об этом я раскажу в следующем посте, поскольку это моя потрясающая находка. А пока: Джавед Башир и Умария Ашад Sanson Ki Mala Pe
Click to view
Ну а для сравния чем джаз отличается от просто музыки. Та же песня звучит в индийском фильме Koyla (всего то миллион с лишним просмотров)
Click to view