Очень хороший и очень тонкий вопрос. Попытаюсь воспользоваться своими дилетантскими познаниями в психологии. Ребёнок в этом случае видит "властолюбие" окружающих его взрослых и учится ему. Но из-за того что властолюбие направленно не на кого-то левого, а на него самого, приходится вместо роли руководителя брать на себя роль подчинённого. У него нет возможности учиться принимать решения. И результатом будет подавленная агрессия, когда человек хочет держать ситуацию в руках, но не умеет.
Просто, как мне лично кажется, детсадовский возраст - это не тот возраст, когда пора уже ставить под сомнение слова старших. Человек не может пока еще сам адекватно наметить варианты решений, один из которых надо принять. Взрослый не будет ставить перед собой варианты, условно, "совать или не совать в пасть собаке руку". А ребенок - будет. А последствия могут быть немножко навсегда. Дедушка, конечно, немного зациклен, мог и об успехах каких-нибудь спросить и так далее, тут вопросов нет. Но в этом возрасте нужно как в армии - сделать, как велят, а уж потом спрашивать "а почему?" И вот в зависимости от того, насколько взрослый поощряет это "почему?" и что он на это отвечает, уже делать выводы.
Позиция понятна. Но согласиться с ней не могу. Во-первых, мы сильно переоцениваем свои способности в оценке чужих дел. Ребёнок может тянуть тебя назад, не потому что не хочет идти, а потому что заметил выпавшую из кармана перчатку. Или может вставать из-за стола потому что нужно запить картошку, которой набилось полный рот, а вовсе не потому, что протестует против ужина. То есть, ситуации, когда ребёнок лучше знает, что нужно делать, таки бывают. А взрослые очень часто истолковывают их неправильно и даже не знают об этом. У ребёнка же, в свою очередь, закрепляется искажённое видение мира, будто его мнение ничего не значит, даже если оно самое правильное. Во-вторых, если мой (да и не мой, кстати!) ребёнок соберётся совать руку в пасть собаке, я его оттащу независимо от уровня послушания. Экстраординарные условия требуют эстраординарных мер. В-третьих, чем реже включаешь приказной тон, тем сильнее он действует. То есть, даже с эгоистично-практической стороны заниматься микроменеджментом невыгодно.
Это вопрос коммуникации. Если ребенок объяснит, зачем он меня тянет назад, то нет вопросов. Моя, например, в подобной ситуации заорет "перчатка упала!" И опять же, если это произойдет на пешеходном переходе, когда уже красный загорелся, то что? У ребенка в том числе должны закрепиться определенные нормы поведения. Понятия о том, что время не бесконечное, деньги не бесконечные, что есть определенные причинно-следственные связи, и так далее. Это в целом известный холивар о правах ребенка и его воспитании, об него еще долго копья ломать будут. Просто потом внезапно начнется школа, и без прокачки скилла "слушаться" будет жопа. Ребенок в семь лет резко не умнеет, его надо заранее готовить.
Ребенок прямо сейчас у кого учится жить? ^_^
Reply
Попытаюсь воспользоваться своими дилетантскими познаниями в психологии.
Ребёнок в этом случае видит "властолюбие" окружающих его взрослых и учится ему. Но из-за того что властолюбие направленно не на кого-то левого, а на него самого, приходится вместо роли руководителя брать на себя роль подчинённого. У него нет возможности учиться принимать решения.
И результатом будет подавленная агрессия, когда человек хочет держать ситуацию в руках, но не умеет.
Reply
Взрослый не будет ставить перед собой варианты, условно, "совать или не совать в пасть собаке руку". А ребенок - будет. А последствия могут быть немножко навсегда.
Дедушка, конечно, немного зациклен, мог и об успехах каких-нибудь спросить и так далее, тут вопросов нет.
Но в этом возрасте нужно как в армии - сделать, как велят, а уж потом спрашивать "а почему?" И вот в зависимости от того, насколько взрослый поощряет это "почему?" и что он на это отвечает, уже делать выводы.
Reply
Во-первых, мы сильно переоцениваем свои способности в оценке чужих дел. Ребёнок может тянуть тебя назад, не потому что не хочет идти, а потому что заметил выпавшую из кармана перчатку. Или может вставать из-за стола потому что нужно запить картошку, которой набилось полный рот, а вовсе не потому, что протестует против ужина. То есть, ситуации, когда ребёнок лучше знает, что нужно делать, таки бывают. А взрослые очень часто истолковывают их неправильно и даже не знают об этом.
У ребёнка же, в свою очередь, закрепляется искажённое видение мира, будто его мнение ничего не значит, даже если оно самое правильное.
Во-вторых, если мой (да и не мой, кстати!) ребёнок соберётся совать руку в пасть собаке, я его оттащу независимо от уровня послушания. Экстраординарные условия требуют эстраординарных мер.
В-третьих, чем реже включаешь приказной тон, тем сильнее он действует. То есть, даже с эгоистично-практической стороны заниматься микроменеджментом невыгодно.
Reply
У ребенка в том числе должны закрепиться определенные нормы поведения. Понятия о том, что время не бесконечное, деньги не бесконечные, что есть определенные причинно-следственные связи, и так далее. Это в целом известный холивар о правах ребенка и его воспитании, об него еще долго копья ломать будут.
Просто потом внезапно начнется школа, и без прокачки скилла "слушаться" будет жопа. Ребенок в семь лет резко не умнеет, его надо заранее готовить.
Reply
Leave a comment