НА СТЫКЕ ПОЭЗИИ И ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА

Oct 02, 2010 20:23

http://www.hr54.ru/candidate/anonce/career/article/2805/

НА СТЫКЕ ПОЭЗИИ И ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА
31.03.2009
Елена Сычева
Владимир Юделевич, новосибирский художник-керамист, последние двадцать лет совмещает свою творческую деятельность с обучением лепке и гончарному делу в доме детского творчества «Калейдоскоп». Сегодня он является директором и руководителем студии лепки. О деле своей жизни он рассказал корреспонденту «ХР!»

- Владимир Иосифович, как давно Вы занимаетесь созданием керамических изделий?
- Я начал заниматься лепкой еще в школе, тогда мой руководитель как-то сказал мне: «Иди, получи образование, а потом вернешься к нам учить ребят». Так и получилось. Я закончил художественно-графический факультет пединститута, а, когда вернулся в свою родную студию, на моем попечении сразу оказалось триста учеников. И чтобы справиться с ними и как-то заинтересовать, я начал сочинять сказки по принципу «тысячи и одной ночи», одна обязательно перетекала в другую, и это становилось для них еще одним стимулом ходить на занятия. Потом я даже издал книгу «Приключения в верхних и нижних мирах». Как правило, мы набирали в группу детей с шести лет, но в последнее время ко мне приводят детей намного младше. Девочки начинают заниматься уже с двух лет, мальчики - с трех. Малыши занимаются вместе с мамами, которые тоже, бывает, увлекаются лепкой и устраивают между собой маленькие соревнования. Поскольку у меня не было специального образования, я учился вместе с ними и продолжаю открывать для себя что-то новое до сих пор. Однажды к нам в студию пришел преподаватель по гончарному делу, и я у него многому научился. Теперь я сам преподаю и гончарное дело, и лепку. Не знаю, можно ли назвать меня профессионалом, но одно знаю точно, что когда идешь к своей цели не по прямой, а окольными путями, методом проб и ошибок, то видишь и понимаешь гораздо больше.

- А ваши ученики продолжают заниматься творчеством?
- К сожалению, сегодня это невыгодно, поэтому большинство становятся дизайнерами или получают другие профессии. Но некоторые все-таки решаются связать жизнь с искусством. Например, моим учеником был Олег Шелудяков, сейчас он известный в Новосибирске художник.

- Насколько мне известно, Вы не только преподаете, но и сами создаете изделия из глины.
- Да, конечно. Я всегда увлекался японской поэзией и культурой, поэтому мои работы выдержаны в традиционных японских стилях. Раньше я создавал керамические композиции в стиле Суйсеки, что в переводе с японского означает «водяные камни». Традиционный жанр японского искусства - композиция из природных камней на специальном подносе. Суйсеки имеют многовековую историю, восходящую к китайской традиции создания миниатюрных пейзажей с причудливыми скалами. Движение мысли, породившее знаменитый "сад камней", дало жанру новый импульс: не имитировать идеальный пейзаж, а раскрыть природную красоту камня. Один приятель-керамист посоветовал мне делать эти композиции полыми, чтобы наполнять их землей и выращивать там вьющиеся растения и тем самым имитировать японский бонсай. Сейчас я предпочитаю работать в японском стиле Э-Ута, представляющем собой синтез японской поэзии и декоративного искусства. В основном это чаши "тяван" для чайной церемонии. Э-Ута - традиционный жанр японского искусства, синтез поэзии и живописи, или какого-либо вида прикладного искусства, в данном случае - керамики.

- Какова же роль поэзии в создании керамического изделия?
- Главная роль в создании образа в жанре Э-Ута принадлежит поэзии, обычно за основу берут хорошо известные классические произведения - танка или хайку. При этом наиболее важная часть стихотворения, либо ключевые слова изображается с помощью каллиграфии, а всё остальное - средствами прикладного искусства. Главное правило можно сформулировать так: что рисуется, то не пишется. И наоборот - что написано, то не изображается. Впрочем, возможны исключения. Главное - следовать духу стихотворения, поскольку произведение Э-Ута создается с целью продлить впечатление от поэзии и увеличить количество возможных ассоциаций. Можно сказать, что Э-Ута - это жанр, созданный любителями поэзии для истинных её знатоков. Давняя страсть к японской поэзии подтолкнула меня к попытке продлить звучание любимых стихов, используя методы Э-Ута. В течение нескольких лет я разрабатывал специальные методы формовки, а также различные способы передачи каллиграфии в керамике, стремясь достичь соответствия стиля своих произведений духу японской классической поэзии.

- Владимир Иосифович, вы участвуете со своими работами в каких-нибудь выставках?
- В последнее время - нет. У меня есть свой сайт, и я предпочитаю выставлять свои работы там. Керамика - очень хрупкий материал, и на выставках работы часто страдают, а на сайте все желающие могут познакомиться с ними и даже купить их.

- Скажите, много людей в Новосибирске могут похвастаться, что владеют гончарным искусством?
- Керамистов у нас очень много, так как их уже лет десять выпускает художественная академия, а гончаров можно пересчитать по пальцам, и с ними мы поддерживаем отношения. Правда, встречаемся нечасто, но уж когда собираемся вместе, обязательно делимся друг с другом своими секретами.

Дата публикации: "ХР!" №60 (88), 18.08.2008

Новосибирск, керамика, поэзия, дети, живопись

Previous post Next post
Up