Спектакль "Контрабас"

May 15, 2014 23:19

(Следующие несколько постов выходят с задержкой. Приношу извинения.)



На сцене Ивановского музыкального театра Константин Хабенский представил публике спектакль «Контрабас». Пожалуй, впервые, ивановцы увидели спектакль московского театра практически сразу после премьеры (премьера в МХТ им. Чехова состоялась 1 марта 2014 года).







В середине 80-х эта пьеса Патрика Зюскинда была сыграна в разных театрах мира более 500 раз. В современной России «Контрабас» ставился лишь дважды. В 2000 году - в «Сатириконе» и в 2014 в МХТ имени Чехова. За весьма сложное произведение взялся молодой режиссер Глеб Черепанов.








В афише «Контрабас» значится как моноспектакль, однако авторы просят не называть его таковым. Вещи, находящиеся на сцене, являются равноправными действующими лицами пьесы. Они взаимодействуют с героем, подают сигналы. Пространство на сцене необычно, оно одновременно похоже на огромный подвал и на пещеру горного тролля. Стены сверху донизу обиты полосатыми матрасами, изолирующими комнату от внешнего шума.







Герой Хабенского сильно отличается от героя Зюскинда. Авторы лишают его романтизма и превращают его в типичного персонажа Достоевского. Главный герой может играть буквально на всем, что попадается под руку. Это и старый стул, и стремянка, и пустые пивные бутылки, и даже туалетный ершик.

















Апофеоз спектакля наступает ближе к финалу, который, к слову, отличается от финала Зюскинда. В оригинале герой просто уходит из комнаты, собираясь на спектакль. У Черепанова все иначе. Мнимый мир героя рушится, в буквальном смысле этого слова, на глазах изумленной публики. Сам же контрабасист уходит, но не из комнаты, а из жизни. Замирая на холодильнике с прикованным к руке контрабасом. В эту же секунду дверь холодильника открывается, и зрители видят ту самую Сару, о которой всю пьесу грезил герой Хабенского.







Глеб Черепанов на этом не останавливается и после закрытия занавеса, открывает его вновь. Перед зрителями оказываются Сара и одинокий контрабасист. Им все же удается оказаться вместе, пусть и после смерти.










Иваново, театр

Previous post Next post
Up