В связи с пуском нового участка Солнцевской линии Московского Метро на прошлой неделе (станции "Минская", "Ломоносовский проспект" и "Раменки" -
схема), решил традиционно подсчитать приращение эксплуатационной длины, равно как и сами новые длины линий. Вспомнил, что в сентябре схалявил и отложил точный подсчет длины Люблинско-Дмитровской линии до казалось бы скорого пуска Солнцевской, так что сейчас пришлось заниматься подсчетами по сразу двум линиям. Кто ж знал тогда, что до пуска этого участка Солнцевской еще ровно полгода! В любом случае, провел добрую часть прошедших выходных занимаясь этим вопросом.
С Солнцевской линией все оказалось достаточно просто. Один-единственный источник информации, и по всем признакам весьма точный, свежий и правдоподобный. С легкостью получил 7.421 км эксплуатационной длины для нового участка ("Парк Победы" - "Раменки"). Добавив это к известной длине перегона "Парк Победы" - "Деловой центр", нетрудно найти новую эксплуатационную длину всей Солнцевской линии: 9.802 км. Линия почти доросла до Бутовской.
С Люблинско-Дмитровской все оказалось сложнее. Источников много, цифры противоречивые, многие устаревшие. Пришлось разбираться и анализировать. На удивление, с самым северным концом линии ("Селигерская" - "Петровско-Разумовская") все оказалось гораздо проще, чем с открывшимся в сентябре ("Петровско-Разумовская" - "Марьина роща").
Проблем было две. Первая - перегон "Марьина роща" - "Бутырская". По нему вызывающие доверие цифры оказались только на схемах 2010 года, с длиной перегона, отличающейся от посчитанной по пикетам всего на 12 метров. Они и были взяты. Станция "Бутырская" вроде бы никуда не двигалась с того времени. Во всем остальном была явная лажа с ошибками на 100 метров и более.
Вторая проблема - станция "Петровско-Разумовская". Выяснилось, что, во-первых, новая станция была построена на 5 метров севернее, чем планировалось изначально, а во-вторых, в отличие от большинства других кросс-платформенных станций (которые обычно расположены вровень, "ноздря в ноздрю"), новая (восточная) станция оказалась сдвинута на 24 метра южнее, чем старая (западная). Таким образом, появилась дилемма, как считать эксплуатационную длину линии: только до новой станции или же до полусуммы их осей. Также непонятно было, до какой точки указываются цифры на схемах (предположительно именно до новой станции). В принципе, проблема временная, поскольку с продлением до "Селигерской" она полностью исчезнет сама собой, но попыхтеть и попотеть немного пришлось :-)
Короче, по моим подсчетам, которые предлагается принять за абсолютно точные и правильные :-), эксплуатационная длина участка "Марьина роща" - "Петровско-Разумовская" получилась равной 5.437 км. Это примерно на 40 м больше, чем по пикетам, но все же в пределах разумного, поскольку на южном подходе к "Петровско-Разумовской" пикетаж Люблинско-Дмитровской линии сознательно сбивается для стыковки с пикетажом Серпуховско-Тимирязевской линии, и там точно есть более длинные пикеты. Полная же эксплуатационная длина Люблинско-Дмитровской линии теперича составляет 33.467 км. Она стала шестой по длине линией Москвы, обойдя при этом Сокольническую.
Итого, в Москве теперь 206 станций метро и 346.429 км линий. Полная актуальная разбивка по линиям приведена ниже:
Сокольническая линия - 22 станции - 32.646 км
Замоскворецкая линия - 22 станции - 40.012 км
Арбатско-Покровская линия - 22 станции - 45.083 км
Филевская линия - 13 станций - 14.882 км
Кольцевая линия - 12 станций - 19.260 км
Калужско-Рижская линия - 24 станции - 37.904 км
Таганско-Краснопресненская линия - 23 станции - 42.293 км
Калининская линия - 8 станций - 16.265 км
Солнцевская линия - 5 станций - 9.802 км
Серпуховско-Тимирязевская линия - 25 станций - 41.470 км
Люблинско-Дмитровская линия - 20 станций - 33.467 км
Каховская линия - 3 станции - 3.368 км
Бутовская линия - 7 станций - 9.977 км
Округленные до сотни метров значения выложены
в моей таблице статистики по линиям.
Монорельс и МКЖД в общую протяженность Московского метрополитена не включаю, хотя МКЖД наверное надо бы, ибо интервалы вполне метрошные. Всегда надо помнить, что по сути сумма по Москве на 54.0 км больше из-за МКЖД.
Наконец, в сумме по России теперь 330 станций метро и 534.8 км линий. По бывшему же СССР суммарная эксплуатационная протяженность линий впервые превысила 800 км и составила 807.0 км. Станций же теперь всего 542 штуки. Обе мои сводные таблицы статистики также были обновлены по такому знаменательному случаю:
англоязычная и несколько отличающаяся от нее
русскоязычная.
Вот такая вот занимательная арифметика...