Интервью с Полиной Цикота

Mar 31, 2015 10:00

После посещения выставки шляпок невероятного Филипа Трэйси я несколько дней ходила под впечатлением и корила себя за то, что упустила возможность пообщаться с дизайнером, когда он был в Петербурге. Какова же была моя радость, когда я узнала, что моя хорошая знакомая Полина Цикота, будучи дизайнером по свету, занималась освещением данной экспозиции. Я расспросила Полину о работе с Филипом Трэйси, ее творческом пути в уникальной профессии и важной роли света в нашей жизни.



Paraskeva Tsikota - дизайнер по свету, фотограф.
Закончила Санкт-Петербургскую Государственную Художественно-Промышленную Академию им. А.Л. Штиглица (Муху) отделение интерьер и оборудование, но разработкой интерьеров заниматься не стала, ушла в световой дизайн, продолжая сотрудничать с дизайнерами интерьеров, занялась фотографией. Опыт работы со светом, помогает при съемке интерьеров в полной мере раскрыть замысел архитектора и показать его с самого интересного ракурса. Знание основ разработки дизайна интерьера позволяет общаться с архитекторами на одном языке.

Расскажи, пожалуйста, немного о себе, где родилась, где училась?
Родилась в центре Санкт-Петербурга, с детства впитывала красоту старого города. С шести лет мой маршрут пролегал вдоль реки Мойки: мимо Спаса на Крови, Марсова поля, Русского музея и Летнего сада, и далее вдоль реки Фонтанки, сменяя художественную студию на художественную школу. Потом поступила в Художественно-Промышленную Академию им. А.Л. Штиглица. Мой папа учился в Академии Художеств, а мама закончила на тот момент Высшее училище имени В. Мухиной. Наверное, это и послужило причиной выбора моего дальнейшего обучения.

Начало карьеры
Моей первой работой после окончания Академии стала 3D-модель Ханты-Мансийского музея по заказу Русского Музея. Так случилось, что сдача этого проекта совпала с датой защиты диплома. Но, к счастью, все закончилось хорошо. И для проекта, и для диплома (улыбается).
Я не пошла работать дизайнером интерьеров, так как от начала проектирования до сдачи объекта может пройти год, а то и больше. Меняются подрядчики, удешевляются материалы. И не факт, что результат станет предметом гордости, потому что не все от тебя зависит, и задуманное не получилось так, как ты это видел вначале. Мне нравится та работа, которая зависит полностью от меня от А до Я. Работая, с фотографией или со светом ты видишь то, над чем ты работаешь, и сразу видишь итоговый результат. Это как написать картину, ты ее пишешь, а потом люди спорят - но она уже готова, может нравиться или нет.

Сотрудничество с Эрартой
Выставки - это мое хобби (улыбается). Я занимаюсь ими в вечернее и ночное время для того, чтобы максимально уединиться с искусством. Обычно я сажусь на пол в центре зала и погружаюсь вначале во всю экспозицию, потом в каждую картину, скульптуру, а потом вновь все объединяю… и только после этого начинаю настраивать освещение. Ночью тебя никто не отвлекает, тишина, спокойствие.



Выставка Филипа Трейси
Мне позвонили из Эрарты за пару дней до открытия выставки и попросили срочно приехать. В музее меня ждала огромная шикарная экспозиция и растерянный художник. Оказалось, что расставленная сотрудниками музея композиция ему не понравилась, и нужно было срочно что-то менять. Мы поговорили, я узнала о его пожеланиях и приступила к работе. Через полчаса показала ему освещенный фрагмент, он согласился с моим видением, и мне была дана полная свобода действия! Не представляете, как интересно всматриваться в самые мелкие детали, прикасаться к экспонатам, поворачивать их, выстраивая ажурные тени. Над выставкой работали совместно с супругом, он со мной на одной волне. У меня много было помощников, но свет нужно чувствовать и видеть, а это далеко не всем дано. Я рада, что нашла соратника. На работу ушло два вечера (10 часов). Трэйси остался доволен результатом, а мы процессом. Напоследок обменялись совместными фото и крепкими рукопожатиями.
Сложностями данной выставки было то, что шляпы все разные по форме, и материалу, и когда по соседству оказываются шляпки отличающиеся по фактуре и объему, то нужно подсветить так, чтобы одна не затерялась на фоне другой. И, кстати, пока мне не сказали, сколько стоят эти шляпки, мне было гораздо легче работать (смеется).



Работа на выставках
Когда я работаю на выставке, всегда настаиваю на встрече с художником перед началом. Так как куратор выставки, будучи связующим звеном, не всегда может передать задумки автора. Майонез не расскажет про свёклу.
От света очень многое зависит, выставку можно показать в холодных или теплых тонах, независимо от цветовой гаммы картин. Можно что-то скрыть или наоборот выделить с помощью света. К примеру, когда сидишь у костра, вроде темно, но, тем не менее, романтично, правда? (улыбается)
Например, когда я работала на выставке петербургского художника Владимира Духовлинова, он попросил меня успокоить некоторые цвета, и мне удалось их нивелировать с помощью света. Иногда художник открывает свои работы совсем другими в музейном свете, так как свет в мастерской, на пленэре, отличается. Важно учитывать все эти нюансы, чтобы в итоге не испортить восприятие к картине и не обидеть художника.



Посещаешь ли ты музеи и выставки в путешествиях?
Чаще всего я посещаю современные музеи, так как хожу туда смотреть не на картины, а на то, как сделана выставка с технической точки зрения. Театральный свет также меня очень волнует. Надеюсь, в будущем удастся поработать и над драматической постановкой.
Мне понравился музей в Дрездене «Зеленые своды», там очень здорово сделано освещение. Мне также нравятся музеи в Финляндии и Эстонии, где отдают предпочтение имитации натурального освещения. Будто откуда-то пробивается солнечный свет, он получается такой не театральный, без бликов, не фантазийный.

О роли света в нашей жизни…
В офисах лучше ставить нейтральный свет, т.к. он бодрит, не дает возможности работникам уснуть. Несмотря на то, что многим солнечный свет кажется теплым, он становится таким лишь к вечеру. Когда солнце в зените, свет его лучей холодный, утром и вечером теплее. Для дома, конечно, лучше теплый свет. Лампочка накаливания - идеальный вариант. Многие сейчас покупают компактные люминесцентные лампы и не обращают внимания на спектр. Желательно покупать для дома источники света 2700-3000 кельвинов, этот спектр максимально уютен и приближен к лампе накаливания.

Многие магазины и бутики используют освещение в разных целях. Например, бывают такие темные примерочные, откуда хочется скорее уйти, как правило, это масс-маркет, где заинтересованы в большом потоке покупателей и большой проходимости. Дорогие бутики, наоборот, стараются создать уютную атмосферу, чтобы удержать своих покупателей.
Кстати, при выборе косметики, стоит задуматься о том, где ты проводишь больше времени с этим макияжем. Дома ты красишься при теплом освещении, а потом приходишь в офис и весь день сидишь под холодным светом, где макияж выглядит иначе.



О планах
Планов и желаний у меня много... Работа с театрами, возможно с модными домами, свет нужен везде, хочется больше динамики. В свое время была поражена выставкой «Золото Шлимана» в Пушкинском музее. Поэтому могу сказать, что для меня нет рамок, притягивает все новое.
Иногда на выставках хочется полностью поменять экспозицию, начинаю менять мысленно фон, витрины, рамы... Так что, кто знает.
Есть желание объединить в один проект световое оформление и дальнейшую съемку экспозиции, зная тонкости освещения мне легче создать правильно построенную фотографию. В общем, я открыта к любым свето и фото-проектам!

Группа Полины Вконтакте

interview

Previous post Next post
Up