Интервью с фотографом Geometria.ru Робертом Дойниковым

Feb 26, 2015 12:26

Посещая различные мероприятия, я частенько обращала внимание на фотографов с характерным значком G, обозначающим их принадлежность к известному многим порталу Geometria.ru. Мне всегда было интересно, каково это быть папарацци, работать в ночных клубах, и я расспросила об этом фотографа Геометрии Роберта Дойникова.
Мы обсудили пользу мастер-классов и Инстаграма, тонкости фотосъемок на мероприятиях и другие особенности профессии.



Расскажи, пожалуйста, немного о себе, где ты родился? Как в твоей жизни появилась фотография? С чего ты начинал?
Меня зовут Роберт, родился я в Питере, в роддоме №6. Недавно шел по улице и увидел этот роддом впервые в жизни, схватил фотоаппарат и бросился снимать селфи с табличкой (улыбается).
До двадцати лет я не думал о том, чтобы стать фотографом, но на четвертом курсе купил фотоаппарат, и пошел снимать в клубы. Так все и началось.

Прямо вот так сразу, купил и пошел снимать?
Да, купил фотоаппарат, через три дня позвонил в офис одного клубного Интернет-портала и сказал: «Я очень круто снимаю. Возьмите меня!» Моя первая съемка была в «Зале ожидания» (ночной клуб в Петербурге), снимки получились хорошими, и меня взяли. Мой друг помог мне разобраться с настройками фотоаппарата, и я пошел снимать. В каких-то местах это срабатывало, в каких-то нет. Я не понимал тогда почему (улыбается).
Меня стали отправлять в разные клубы. Сначала я работал бесплатно, но через месяц мне позвонили и предложили снять большое мероприятие за небольшие деньги, около двух тысяч рублей. Я тогда подумал, это успех! :)
Так постепенно я учился снимать, занялся самообразованием, параллельно заканчивая институт (учился на программиста в ЛЭТИ). Думаю, что больше половины фотографов имеют образование программиста. :))



Ты посещал какие-то курсы, мастер-классы или все пришло с опытом, путем проб и ошибок?
Поначалу я просто нарабатывал опыт во время многочисленных съемок, смотрел в Интернете видеоролики, читал специализированную литературу, журналы про фотографию: «Digital photo» и «Фотомастерская».
Я считаю, что если начинающий фотограф посетит десять мастер-классов, но при этом не будет снимать, то это не сработает. Он просто не впитает 90% услышанного. Когда ты работаешь, то уже по-другому воспринимаешь обучающую информацию.



Как ты попал в команду Geometria.ru?
Полтора года назад я написал шеф-фотографу портала о том, что я хочу у них работать, скинул несколько своих репортажей. Мы встретились, все обсудили. После чего я два месяца практически каждый день напоминал ему о себе (улыбается). Так старанием, трудом и настойчивостью я попал на Геометрию.
Важно, чтобы твое портфолио соответствовало задачам и стилю портала, с которым ты планируешь сотрудничать.

Какой совет ты дашь фотографам, которым хотелось бы иметь регулярную работу и решить вопрос периодичности съемок?
Если ты хочешь регулярных съемок, нужно найти портал, который соответствует твоим интересам. Чтобы иметь стабильный заработок фотографа, нужно, чтобы как можно больше людей знали, что он - фотограф. Если много людей о тебе знает, то ты будешь востребован. А с опытом придет и умение.



А еще есть творческий момент помимо того, что ты умеешь нажимать на кнопку и знаешь, как выставить свет. Мне кажется, что у профессионального фотографа есть еще умение «увидеть кадр». По какому принципу ты выбираешь сюжет или людей для фото на мероприятиях?
Да, работа фотографа - вообще не техническая. Один из самых популярных мифов «Этому можно научиться очень быстро, т.к. тут присутствует техническая составляющая». Это не так! Если ты умеешь правильно технически снимать - это еще не залог удачной фотографии. Удачные кадры создаются твоим вкусом, твоим видением.
Вот, к примеру, тебе нужно отснять репортаж, ты приходишь на мероприятие.Знаешь, какую выдержку поставить, какие кнопочки нажимать. Но у одного фотографа получается крутой репортаж, а у другого посредственный, хотя, казалось бы, все отснято правильно и ровно. Нужно учитывать очень много моментов. В первую очередь, свет. Хороший фотограф будет всегда «плясать» от света. Бывает, что на большом мероприятии, в огромном зале, я снимаю весь репортаж в одном уголочке потому, что там хороший свет, и я заранее понимаю, что снимки получатся крутыми (улыбается). При этом я снимаю разнопланово: людей, которые там проходят, детали интерьера и т.д. А есть еще важные моменты: цвет, геометрия кадра и то, что в итоге попадает в кадр. Эти все нюансы уже сидят в моем подсознании, и я особо не задумываюсь об этом во время съемки.



А ты можешь описать, по какому принципу ты выбираешь тот или иной сюжет?
Иногда ты специально ловишь кадр, иногда ты что-то строишь, а порой нужно снять очень позитивное мероприятие, и ты превращаешься в аниматора, который заставляет людей улыбаться.
Еще одним главным навыком является умение располагать людей к себе. Все зависит от задачи, одним абзацем тут не обойдешься. Фотограф не только фиксирует настроение, он создает его сам, чтобы получить атмосферные снимки.
Аудитория бывает разная, и порой нужно наоборот, чтобы все были серьезными в кадре. Бывает, подходишь к людям и просишь их сделать серьезное лицо. Но они все равно смеются. Кстати, лайфхак - если хотите, чтобы люди улыбались в кадре - попросите их сделать серьезное лицо. Люди не могут долго сохранять серьезный вид и начинают смеяться (улыбается).



Насколько важен зрительский опыт, должен ли фотограф изучать работы других фотографов?
Нужно обязательно смотреть работы успешных фотографов, чтобы тебя это подстегивало. Я честолюбивый человек, и мне это помогает расти. К примеру, если я вижу человека, который хорошо поет, я отправляюсь на курсы вокала, если я вижу, как кто-то хорошо говорит на английском - я нанимаю репетитора и не успокоюсь, пока не достигну успеха в том или ином деле.
В тоже время, я понимаю, что нельзя быть лучшим во всем, но быть разносторонним человеком - это здорово! (улыбается)

Случаются ли какие-нибудь курьезные или, наоборот, неприятные случаи на мероприятиях, в клубах?
Прошлым летом я столько работал, что почти не спал и находился в какой-то эйфории. Придя на ночную фотосъемку после целого дня работы, я видимо решил, что вокруг позитивные, порядочные люди и никто ничего не украдет. Оставил на пару минут объектив девушке, с которой в тот вечер познакомился, и больше его не видел. С тех пор я не работаю по ночам (смеется). И более ответственно подхожу к планированию съемок и своему режиму.



Ты только на мероприятиях снимаешь или бывают съемки для души, так сказать?
Конечно! Я снимаю разное: от еды до интерьеров. Людей, здания, памятники, свадьбы...

Что тебе нравится снимать больше всего?
Репортажную съемку. Мне интересен сам процесс плюс общение с новыми людьми.



Каково это быть фотографом Геометрии? Тебя, наверное, многие знают?
Не буду лукавить, приятно, когда тебя узнают.

Как много времени занимает обработка фотографий с помощью графических редакторов?
Обработка фотографий занимает примерно столько же времени, что и съемка. Но не всегда, в зависимости от задач.

У тебя эти процессы оптимизированы?
Частично. Выработан определенный подход, алгоритм, но процесс обработки не автоматизирован полностью и в любом случае требует моего участия.Для каждого снимка требуется осознанное решение о тех или иных изменениях по цвету, свету и пр. Для обработки использую Photoshop и Lightroom.



Обработка является любимой или нелюбимой частью твоей работы?
Знаешь, обработка - это такой процесс, который, как правило, остается «за кадром». Окружающие видят только одну сторону процесса. Я сам раньше, когда видел фотографа, который снимает в клубе, думал: «Как же это круто! Нажимаешь на кнопку, общаешься с людьми, и все так просто»! А на самом деле, есть еще обработка, которая также отнимает много времени. Я не могу сказать, что я не люблю процесс обработки фотографий, ведь это неотделимо от съемки. Зачастую уже во время фотографирования я понимаю, как буду обрабатывать эти кадры. Конечно, существуют ретушеры, которым можно делегировать обработку. Но это невероятно сложно подобрать такого ретушера, чье видение будет расходиться с моим. В работе на поток обработка является более рутинным процессом по сравнению со съемкой.



Несмотря на твой плотный график, у тебя еще остается время на увлечения. Расскажи о своих хобби.
Занимаюсь футболом, недавно начал ходить на занятия по вокалу и английским. Планирую заняться йогой. Я считаю, что нужно отвлекаться на что-то другое, иначе КПД падает. Надо же где-то брать идеи, вдохновение и возможность разговаривать с людьми на какие-нибудь темы кроме фотографии.

Принимал ли ты участие в выставках?
Личной выставки у меня пока не было, но мои работы участвовали в выставках, организованных порталом Geometria.ru. Я планирую заняться этим вопросом в дальнейшем.



Как сильно работа влияет на твою личную жизнь? К примеру, праздники, и твое присутствие на них?
Да, я работаю почти все праздники, включая Новый год. И мне это нравится. Ведь чаще всего ты присутствуешь на классном, организованном празднике, становишься частью этого веселья. А поесть оливье в кругу семьи я могу и на следующий день.

Давай поговорим о заграничных поездках. Ты много путешествуешь?
Как правило, все мои заграничные поездки связаны с работой, так что я совмещаю. К примеру, у меня были съемки на молодежном Саммите в Германии и Швейцарии.

Ты считаешь себя счастливым человеком?
Сложно ответить так сразу. Но могу точно сказать, что мне очень нравится заниматься своим делом. Это, фигурально выражаясь, высечено во мне, как на граните, и фотография никуда не денется, даже если я начну со временем заниматься чем-то другим. Взять хотя бы Instagram, снимая на телефон: увидел интересное сочетание цветов, или заметил, как красиво ложится свет, мне сразу хочется это сфотографировать. Рефлекс! (смеется)



Кстати, об Instagram, как думаешь, эта программа помогает людям воспитывать в себе чувство прекрасного?
Я считаю, что она помогает воспитывать вкус, если смотреть интересные аккаунты с качественными фотографиями, такие как National Geographic, GoPro и др.

Ты пользуешься дополнительными мобильными приложениями по обработке фото, которые потом выкладываешь в Instagram? Можешь назвать топ-5 приложений?
  • VSCOcam
  • Snapseed
  • Экспонометр
  • Sun Seeker (приложение показывает, в какое время в определенном месте будет солнце. Это очень удобно, перед съемкой на природе, ты можешь заранее посмотреть, где будет солнце в определенное время).
  • Living Planet (для скручивания пейзажей в планетки).


Жизненное кредо
Всякий раз, когда оказываешься на стороне большинства, задумайся!

Интервью было подготовлено специально для журнала «Foto сфера».

interview

Previous post Next post
Up