Истории успеха - Даша Щелочилина

Mar 21, 2013 09:30

Даша Щелочилина dusha_svoboda - талантливая художница, удивительная девушка с внутренним стержнем, широкой душой и высоким интеллектом.
Родилась в Челябинске, на пути к гармонии и успеху пробовала себя в разных профессиях, сейчас живет в Москве и рисует потрясающие картины. Даша видит мир в многообразных красках и мастерски изображает свои эмоции на холсте.



Ты с детства рисуешь? Сколько тебе было лет, когда появились твои первые осмысленные рисунки?
Да, я рисую столько, сколько помню себя. Для меня смысл был даже в первоначальных каракулях. Я помню, например, как мне казалось, что карандашные рисунки оживают, если их заполнить цветом. Поэтому было очень важно «спасти» всех героев в детских раскрасках.

Ты уже тогда понимала, что это твое призвание? Это было твое решение/ желание - поступить в художественное училище?
Я не воспринимала этот процесс, как призвание, т.к. он был для меня совершенно естественен. Просыпалась - и сразу рисовать. День за днем. Потом пошла в художественную школу. А училище уже разумелось само собой. На втором курсе меня правда «торкнуло» на тему того, что «я же это не выбрала сознательно». И стала пробовать свои силы в других областях. Например, выучилась на крупье, и подрабатывала в казино…
В общем, разного рода клише мне не нравились уже тогда.



Что тебе дало это образование?
Нууу, я чуть не спилась… Шучу-шучу. База в нашем учебном заведении давалась очень серьезная: месяцы дотошного построения гипсовых голов, детальное изучение анатомии, рисование с натуры, непрерывная практика… Я понимаю сейчас, что мне те годы многое дали. Но основной вклад - люди. Педагоги и художники от бога. Правда, таких было немного. В основном - старые пропитые самодуры. От их воспитательных систем в духе «фантазия - порождение дьявола» остался неприятный осадок. Бывало такое, что весь курс рисует, как ведущий педагог. Давили своим стилем или сухим академизмом. Многие потом так и не смогли выйти за его рамки - пошли переучиваться на программистов и экономистов.

Во время учебы у тебя не возникали сомнения в правильности выбранного пути? А позже?
У меня не было сомнений в своем таланте, но каждый год я хотела бросить учебу, потому что не могла заниматься ей на должном уровне. Я - педант, и халтуру не люблю. Но потребность в деньгах заставляла меня постоянно искать какую-нибудь дурацкую работу. Ведь на эти кисти-краски-холсты тоже нужны деньги (я уж не говорю про желание молодой девушки хорошо одеваться и не зависеть от родителей). К сожалению, в подобных патриархальных заведениях царствует негласный культ «голодной романтики» и «пьяного беспутства». Я видела в этом подвох и подмену понятий, ведь нищета не равна духовности, так же как и богатство - не символ порока. Правильно расставить все приоритеты мне удалось уже по завершению обучения, и больше я уже никогда не сомневалась в правильности выбранного пути.



Как появилась идея переезда в Петербург? Какие планы и стремления ты связывала с этим городом?
На учебе у нас была музейная практика в Петербурге. Когда я очутилась в этом городе - испытала не восторг, а огромную досаду… я почувствовала себя ущемленной! Смотрела на невероятную красоту вокруг и думала: «Ну почему все другим?! Разве я не заслуживаю таких улиц и таких домов?!» Думаю, что это предсказуемая жажда новизны и романтических приключений, что свойственна молодости. Тогда я думала, что родной Челябинск - «слишком обыкновенный для такой замечательной меня». Сейчас считаю, что уникальность личности не определяется местом и обстоятельствами.

Как складывалась твоя жизнь в Северной столице?
Со мной все было в точности как в той байке про собаку, которая перебегала от дерева к дереву, и нигде не могла уснуть, потому что всюду ей мешало зловоние. В конце концов, собака поняла, что воняет от нее. Я была настроена «красиво страдать», пребывала на какой-то негативной волне - так что жили мы в высшей степени богемно, безалаберно и поэтично! Если что и было по-настоящему хорошо в моем петербургском периоде - так это то, что я бесконечно гуляла по городу. За несколько месяцев в Северной столице смогла утолить многолетний визуальный голод по красивой архитектуре. И очень рада, что потратила свое время там именно так!



С какими трудностями приходилось сталкиваться?
Думаю, что это стандартные проблемы всех приезжих из провинции: ты никому не нужен, и никому нет до тебя ни малейшего дела; при этом ты еще и сам «неокрепший» и комплексуешь, будто человек второго сорта только потому, что родился «где-то не там». Я носилась с подобными мыслями - и ко мне, естественно, притягивались люди, которые могли сказать: «вали обратно в свою мухосрань». Должна признаться, что это очень непросто - оставить все привычное, и начать с самого начала. Крайне важен настрой. В случае с Петербургом я «провалила миссию», потому что сама же и была главным источником негатива. Но учла ошибки, и пообещала себе, что в следующий раз буду действовать иначе…



Несмотря ни на что ты продолжала рисовать и совершенствовать свое мастерство. Чем ты себя подбадриваешь и мотивируешь, когда руки опускаются? Что тебя вдохновляет?
По натуре я непробиваемый оптимист… Не печалюсь по-настоящему, а лишь кокетничаю. Уже упомянула свою провинциальность ранее, в несколько негативном контексте, но потом у меня выработалось другое отношение к этому. Те места, откуда мы родом - очень сильно формируют характер.
Да, Петербург - это про красоту. Но мой родной Урал - про силу! Это город, в котором сосредоточена чуть ли не вся промышленность и военная мощь страны. Люди на Урале трудолюбивы и устойчивы, как горные породы, вместе с тем - красивы и уникальны, как местные самоцветы. Это индивидуальное своеобразие есть у каждого региона, у каждой маленькой области и каждого городка. Взаимодействуя - мы так обогащаем друг друга. Невероятный запас сил уже в одной моей крови, в генетике, в духе родной земли. Но я еще и имею возможность насыщаться уникальностью других, не похожих на меня, людей. Я вдохновляюсь опытом своего окружения.



В этот же период ты увлекалась фотографией, если я не ошибаюсь? Что тебе давало это занятие?
У меня было увлечение не фотографией, а архивированием. Я просто хотела запечатлеть визуально наши артистические будни в Петербурге. Я же понимала, что такой период не может длиться долго - это инфантильно, легкомысленно, безумно интересно… и ударяет по печени! Прожила там свою маленькую жизнь - будто кино посмотрела. На память остались симпатичные карточки. Просто у меня есть художественный вкус, и я даже на телефон могу снять приятно. Но серьезных амбиций в плане фотографирования у меня никогда не было, и нет. Мне не нравится это занятие.

И почему ты перестала фотографировать сейчас?
Я стала много рисовать. Живопись дает больше возможностей для передачи своей реальности - фотографирование в этом плане сильно уступает. Сейчас свой фотоаппарат я использую максимум, чтобы заснять новый диван.



Решение попытать счастья в Москве было внезапным или запланированным? Что этому поспособствовало?
Нет, никаких планов в сторону Москвы у меня никогда не было. Просто я окончательно поняла, что с Петербургом не сложилось, и нужно было пробовать что-то еще. А тут как раз подруга решила ехать в Москву поступать. Так что в столице я очутилась «за компанию».

Как тебя встретила столица?
История с Петербургом научила меня главному: мир таков, каким мы его видим! Я учла свои ошибки, и ехала в Москву, сознательно задвинув все стереотипные представления об этом городе.
Решила, что буду как белый лист бумаги, и составлю свое собственное впечатление. Ну и, конечно же, город встретил меня с распростертыми объятиями: люди были подчеркнуто приветливы, в первую же неделю я узнала, что моя работа попала на сборную выставку, прошла собеседование на денежный проект... У нас с этим городом взаимная любовь.



Расскажи о студии «Хочу рисовать!». Какой опыт ты вынесла из этого сотрудничества?
Про студию интересная история: я познакомилась с ведущими студии «Хочу рисовать!» на кастинге для большого детского мероприятия, где требовались художники. Я тогда только приехала в Москву, и даже позавидовала ребятам, подумала: «какая налаженная жизнь, они где-то нужны, у них есть своя компания, друзья, общение, творчество и работа». Потом периодически натыкалась на студию в интернете и на различных московских пикниках-ярмарках. У «Хочу рисовать!» такой узнаваемый логотип, что спутать их с кем-то другим невозможно. Один из ребят, с кем мы тогда познакомились на собеседовании, порекомендовал меня основательнице и владелице «Хочу рисовать!» - Маше Палий. Мы встретились, а через месяц я уже работала у них в качестве ведущей своего курса. Вот так все просто!
Сотрудничество наше, несомненно, сложилось. Я была одна. И вдруг попала в круг энтузиастов. Маша - практически моя ровесница, а студия - дело ее жизни. Без всяких спонсоров, связей, махинаций и больших вложений она смогла создать узнаваемый и довольно успешный бренд. Сотрудники «Хочу рисовать!» непрерывно генерируют различные новаторские идеи, занимаются благотворительностью, помогают детям, просто делают окружающий мир чуточку лучше. Мне лично этот опыт помог обрести уверенность, мир показался очень дружелюбным местом, а круг общения расширился многократно. Сейчас уже нет потребности работать в какой-то организации, но я все равно один день в неделю занимаюсь с группой в студии - просто потому, что мне это приятно.



Сейчас ты свободный художник. Тяжело ли тебе далось решение отказаться от зарплаты и возможно мнимой стабильности и отправиться в свободное плавание?
Нет, гораздо тяжелее мне было ломать себя, пытаясь вписаться в среднестатистический офисный формат.
Как только я отказалась от малейшего насилия над собой - все пошло «как по маслу».

Как ты находишь клиентов или клиенты сами находят тебя? Словом, как ты себя продвигаешь?
Я не занимаюсь продвижением так активно, как нужно бы… Наверное, потому что тут либо творить, либо заниматься пиаром. Сейчас я работаю над тем, чтобы всеми вопросами продвижения занимался отдельный человек. Недостатка в заказчиках нет. Я продаю свои картины через сайт и свой блог. Но за прошедшие пару лет в Москве уже наработались и какие-то ценные связи, так что люди активно рекомендуют меня своим друзьям и коллегам. Никто еще не придумал ничего лучше старого доброго «сарафана».



Художникам во все времена приходилось сталкиваться со сложностями и непониманием общественности, тяжело ли быть художником в наше время?
Я очень сильно не люблю подобные сентенции. Не все художники были несчастны, бедны и отвержены. Веласкес, Гойя, Рубенс, Репин и другие - вполне благополучные, успешные и плодовитые мастера. А сейчас, с развитием интернета и упразднением многих социальных предписаний, авторам еще проще найти свою аудиторию и возможность достойно зарабатывать. Я беру пример с Диего Риверы, который считал все споры о назначении искусства бессмысленными, он говорил: «Художник рисует, потому что не может не рисовать. А если может - это уже не художник».



Мне кажется, что твоим излюбленным жанром является портреты, это так? Почему?
Это так. Меня бесконечно интересуют люди. А рисование портретов -еще один способ их лучше узнать. Я люблю слушать, вникать, любоваться, рассматривать… У меня к людям бесконечная страсть, как у Гренуя из «парфюмера» к запахам. Каждый уникален! И особенное счастье и наслаждение встретить человека , лицо которого будет завораживать тебя, вдохновлять и восхищать. Это кайф!



Что считаешь своим главным достижением?
То, что я сохраняю в себе детский, непосредственный и первозданный оптимизм.

Можешь назвать своих любимых художников, тех, которые тебя вдохновляют, на кого ты, возможно, хотела бы равняться в своих работах?
Это вопрос, на который я не могу дать краткий ответ. Потому что мне нравятся представители очень разных направлений. С одной стороны я преклоняюсь перед нашими русскими мастерами. Обожаю «передвижников». Михаила Нестерова нежно люблю (наверное, потому что он мой земляк, из Уфы, и много рисовал Урал). К тому же этот художник - автор интереснейших мемуаров («Давние дни»), где рассказывается о многих творческих людях того периода. Когда узнаешь, какая история стоит даже за простеньким и невзрачным сюжетом - впечатление от картины многократно усиливается. Например, его картина «Лисичка» - тут тебе и строгость, и нежность, и тишина, и мощь окружающего ландшафта... Урал как он есть!



Этих авторов я внимательно изучала. Но если говорить о собственном стиле - то в моем случае прослеживается явный декоративный уклон. Мне близка крикливая, плакатная эстетика эпохи модерна, импрессионизм, экспрессионизм. Анри Тулуз-Лотрек, Климт, Шиле. Меня всегда восхищала подобная мощная и уверенная линия, «воспаленная» болезненная сексуальность.
Но мне нравится и аутентичный лаконизм Рене Магритта. Неповторимая созерцательная тишина Марко Ротко. Недавно открыла для себя Милта Кобаяши и Майкла Карсона - у них очень «вкусный» и сочный мазок.
На меня еще влияли иконописные каноны, потому что я была увлечена религией в детстве. И отголоски этого я нашла в работах Глазунова. У меня были книги с его иллюстрациями и открытки. Я копировала лики с огромными скорбными глазами. Это оставило след.
А ровняться я ни на кого не хочу. Я не думаю об этом, когда рисую.



Поделишься своими планами на будущее? Может, ты мечтаешь о персональной выставке или планируешь открыть свою студию? :)
Мои планы на будущее: рисовать, рисовать и еще раз рисовать. :)

Назови, пожалуйста, фразу, которая отражает твое отношение к жизни.
Мы сами генерируем свою реальность.



interview

Previous post Next post
Up