Как сделать остановку - опыт Севастополя

Nov 12, 2015 10:19

Оригинал взят у gre4ark в Как сделать остановку - опыт Севастополя
Очень крутая и поучительная история, как сделать что-либо хорошее для города! Текст авторский, поэтому с крепкими выражениями :)



Привет. Это медиум-рид о том как мы делали остановки общественного транспорта с бесплатным вайфаем, освещением, зарядками для айфонов и длинной скамейкой.

О дизайне для города много пишут, в фейсбучной ленте можно увидеть много хороших проектов, схем, идей и решений, но часто они остаются джепегом. У нас получилось сделать проект, победить в городском конкурсе, адаптировать к производству и поставить работающие остановки. В любой момент времени мы не были уврены в том, что получится, но продолжали работать. От первых эскизов до установки пилотного образца прошло 9 месяцев. Еще 7 месяцев - до начала серийного производства. Проект заказала частная компания, она же производит, ставит и обслуживает их за свой счет.




Летом прошлого года Маша Маркова (моя хорошая подруга и менеджер местного интернет-провайдера) написала мне, что в Севастополе городская администрация проводит конкурс на создание остановок транспорта. Конкурс длился уже 2 месяца: в нем принимали участие компании «Нефтесервис», «Оборонстрой», «Хорошие новости» и компания чувака из Ночных Волков. Последние две прошли в финал конкурса. Я ожидал увидеть хромированные ручки, кожаные скамейки, козырек с огнями, танцующих телок, врум-врум, но оказалось все гораздо проще (хотя телка, конечно была).


Фотография слайда презентации в городском совете.

Кроме индикатора температуры, у этого проекта было два обогревателя и все надписи дублировались табличками со шрифтами Брайля для слабовидящих. Непонятно, как бы слабовидящие без посторонней помощи находили сами таблички, и что там должно быть написано, но проект прошел в финал.


Второй проект был от компании продающей газеты. Из железа и бетона с двумя газетными ларьками на каждой остановке.
Оба претендовали на получение денег из бюджета. Я был уверен, что можно сделать лучше. Компания Антона Червинского, занимающаяся рекламой, решила принять участие в конкурсе и поставить остановки за свой счет. Окупать стоимость и обслуживание они решили за счет рекламы. Им нужен был дизайнер. Маша дала рекомендации, мы подписали контракт и начали работу над проектом для конкурса.
Что мы хотели сделать: остановку, которую можно было бы собирать из секций, с вайфаем, зарядками для телефонов, освещением, навиагцией, козырьками на вылет и терминалом оплаты. И еще с водяным паром летом.


Первые эскизы конструкции со светодиодным освещением на прозрачных козырьках:


Придумал козырьки с прозрачными рисунками, отбрасывающими тени птиц и рыб.


С эскизами мы отправились знакомиться с производством, чтобы понять, что возможно сделать, а что -нет. Нам были доступны металлические вареные конструкции, каленое стекло, дерево и композит.
Конструкция. Самая простая и удобная - на четырех несущих ногах. Такую остановку можно быстро собрать и поставить. Нагрузка на каждую ногу меньше, а чтобы выровнять остановку с горизонтом, достаточно использовать бетонные подушечки под каждой ногой.


Выравнивание горизонта остановки за счет разной высоты оснований

Такая конструкция не требует бетонных закладных, для которых сначала вырывается яма, затем, в нее укладывают бетонную плиту с креплением для столбов. Закладная требует аккуратности, точности и времени на застывание бетона. К минусам еще можно отнести то, что часто ниже 30 см прокладывают провода и каждую установку надо согласовывать городскими службами. Так выгядит закладная:



Закладная

Но у нас такого ограничения не было - в основу мы выбрали именно два металлических столба на бетонных закладных. Меньше столбов и перекладин - больше воздуха.
Стенки мы решили делать из каленого десятимиллиметрового стекла. Для объекта в городской среде важно быть устойчивым и крепким. С другой стороны стоит помнить: если объект выглядит как готовый к бою игрок регби, то он может вызывать и такое же отношение. Его не жалко проверить на прочность, пнуть, ударить. Легкая конструкция настраивает на другой формат. Это примерно как со смартфонами. Тонкий смартфон с широкими глянцевыми панелями обязывает хозяина бережней к нему относится, чем к телефону из серой, матовой, не боящейся грязи и ударов пластмассы.



Каленое стекло

Скамейка должна быть длинной и располгаться невысоко, иначе не все смогут достать до земли ножками. Мы подобрали высоту в 40 сантиметров и длину скамейки в 4 метра.



Решили делать из длинного деревянного бруска. Практичней было бы набирать из нескольких реек, или выбрать металлическую основу, обшитую пластиком. Но обычная широкая деревянная скамейка без пробелов показалась удобней всего.



После общения с производством проект обрел реалистичные черты. Мы посчитали стоимость, распечатали рендеры и отправились в городскую администрацию.



«Это замечательно. Но нет» - сказали они. Это хорошо для любого другого современного города, но тут это не нужно. Нас не допустили к выступлению в градостроительном совете.

Что это вообще такое? Градостроительный совет носит рекомендательный хаарктер. В особенном зале городской администрации раз в 2 недели собирались самые разные специалисты (архитекторы, производители наружной рекламы, художники, дизайнеры), которые решали рекомендовать или нет ваш проект. В рамках конкурса они определяли победителя, а подписывал решение губернатор.
Мы посчитали нагрузки конструкции, внесли коррективы и заказали проектную документацию в архитектурном бюро. Мы начали общатсья с журналистами и писать посты с описанием проекта на городских форумах. На следующей встрече в администрации у нас уже была поддержка горожан. Во всяком случае мы так сказали.



Раз в две недели начали ходить на заседания градостроительного совета и рассказывать о нашем проекте. Раз в две недели нам отказывали. Причин было много, но основные три: она была черной, на ней не было функции обращения к правительству и она не несла патриотической нагрузки. Да. Управление транспорта ставило остановки из металла с вот такими скамейками, например:

Раз в две недели мы объясняли, что темный цвет и прозрачные стенки делают ее менее заметной в среде. Что ржавчина и теги не так бросаются в глаза. На каждом заседании повторяли, что разукрасить остановку в триколор и поставить тачскрин с возможностью написать сообщение правительству не кажется нам возможным. Кажый раз нам отказывали. Так прошло 4 месяца. Мы продолжали ходить.

Колонна. За 45 минут до выступления на очередном градостроительном совете нам позвонили и очень попросили сделать вариант с колоннами. С колоннами? - Да, добавьте пожалуйста колонны, это очень важно. Это было необходимо, чтобы остановка начала вписываться в архитектурный ансабль. Мы сделали то, чего не стоило делать - быстрый эскиз с кованными колоннами. Никто не знал, что именно на этой встрече, именно эти эскизы нам утвердят. Вот это все очень понравилось. Мы подставились.



Чугунные колонны стоят очень дорого, создание песчаных форм и отливка - сложный, трудоемкий процесс. В Крыму вообще никто не захотел браться за заказ. На местном заводе “Молот” уставшие мужчины вежливо послали нас в жопу. Не то, чтобы они прямо не могли этим заняться. Им было сложно и не интересно.

Любое производство в Краснодарском крае или Москве стоило невероятных денег. Стоимость одной отлитой чугунной колонны догоняла стоимость всей конструкции. Мы начали думать над альтернативными вариантами. На рынке полно китайских коротеньких колонн из тонкого металла с приваренной штамповкой из говна для дач. Они не подходили. Мы решили делать колонны сами из двух частей - нижней фигурной болванки и сваренных вместе тонких труб с декоративными кольцами.







Сделали эскизы и передали токарю Алексею. Он сначала конечно посмеялся, а потом сказал, что может попробовать вытачивать такие основания.



Через неделю Алексей показал первый образец. Кривые Безье поправились с 560 килобайт до 80 килограмм. Теперь мы знали, что можем производить все детали, заявленные в проекте.



Нижнее полое основание колонны.

Ноябрь. Архитектурное бюро подготовило новую документацию и мы опять пошли на градостроительный совет. В этот раз в зале опять нашелся человек, который, шевеля усами, спросил, почему она темная такая и не патриотичная совсем. Это был начальник ГАИ. Но тут уже ему присутствующие сами начали шикать и объяснять, то так должно быть. Возражений больше не было, нехотя, градостроительный совет поставил свои подписи. Мы победили в конкурсе и не верили своему счастью. К этому времени у нас уже были сварены 2 конструкции и мы начали готовится к установке.



Обсуждение обшивки конструкции.

В понедельник нам позвонили и сказали, что мы выиграли не тот конкурс. Еб вашу мать. Все 5 месяцев мы участвовали в конкурсе на установку и обслуживание остановок за счет бюджета, и нам отказывали, потому-что компания Антона не собиралась расходовать деньги бюджета. Победа в конкурсе не давала нам права на установку.

Антон начал добиваться личной встречи с губернатором. Спустя месяц проект попал ему на стол. Попал в самый удачный момент -городу нужно было показать работу над инфраструктурой. Губернатор поручил найти способ разрешить компании Антона ставить остановки. Проект начали оформлять как инвестиционный и попросили поставить первую остановку без документов. Мы продолжили работу. В декабре в Крыму начали отключать свет.



Это немного размывало перспективы освещения, зарядок и вайфая, но конструкции были готовы. Оставалось решить задачу по козырькам и навигации.

Крыша и шрифты. В основе - металлические фермы из квадратных реек, обшитые композитом.



Тестовая сборка уголка конструкции козырька из желтого композита

Для надписей мы выбрали шрифт Директ. Он лучше всего считывался на больших расстояниях. Подбирая размер надписей, я посоветовался с Марком Родионовым.



Размер можно подобрать по простому правилу: расстояние до надписи должно быть в 300 раз больше вертикального размера шрифта.



Мы распечатали варианты размеров надписей и примерили на улице. Финальный размер - 8 см. Его хорошо видно через 2-3 полосы движения. Позже я заметил, что размер символов на автомобильных номерах и домовых табличках примерно такой же, 8-10 см.



Для каждого козырька мы сделали отдельные указатели и иконки. В центре города, например, всегда пишем, на каком троллейбусе можно доехать до вокзалов. Это самый часто задаваемый вопрос в сезон.



Расстояние между группами номеров продиктовано выкройкой листов композита-эелементы не должны попадать на стык листов.



Вдавленные иконки проигрывают выпуклому шрифту.

Местный интернет-провайдер, установивший роутеры, добавил камеры наблюдения по просьбе МВД.


Советы. За время работы над проектом я советовал, справшивал и надоедал всем до кого мог дотянуться, написать иди дозвониться. Я боялся ошибиться. Каждый день я показывал проект жене Марине, Максу Дегтяреву, соседям по офису, дизайнерам, судостроителям, архитекторам, случайным знакомым. Я спрашивал, как им сидится на скамейке, как им стеклянные стенки, не высокий ли потолок, читается ли шрифт - большой радостью было взять человека с плохим зрением, повесить макет навигации на окно офиса третьего этажа офиса, отходить в сумерках на разные расстояния и спрашивать: “Видно? А сейчас?”.

Я отправил письма с описанием проекта всем арт-директорам Студии Лебедева. У них самый большой опыт в промышленном дизайне и проектах для города. Ребята крутые - каждый не зажопился и нашел время просмотреть рендеры и написать рекомендации. Тимур Бурбаев, Лювиг Быстроновский, Сережа Стеблина, Тема, спасибо!

Это помогло избежать многих ошибок.

Панели освещения. С самого начала проекта мы решили делать высокий потолок. Это уменьшает возможность случайных ударов, росписи и наклейки объявлений. Нам хотелось добиться длинного светящегося монолита, но пластик на больше метра начинает провисать. Мы запекли несколько разных вариантов триплекса с молочной светорассеивающей пленкой, пока не добились нужного результата. На каждую панель приходится по 8-10 светодиодов, направленных вдоль горизонтальной плоскости для равномерности засветки.
Образцы мы испытывали на прочность. Первая трещина появлялась с 6-7 удара молотком под прямым углом. При полоном разрушении стекла все полотно провисало, но не выпадало из пазов.



Терминал оплаты услуг. В нашей вселенной Тонких Изящных Остановочных Павильонов терминал виделся похудевшим монолитом из Космической одиссеи. Мы задумывали черную стеллу с удобным тачскрином и ярким монитором во всю ширину.

В реальности толщина этой стеллы не могла быть меньше 40 см. 30 сантиметров - купюроприемник. Это самая главная деталь. Плюс 5-10 сантиметров на металл и провода.

В готовой конструкции остановки было окно для терминала. Передавая размеры фирме-производителю я уменьшил предпологаемый размер терминала на всякий случай. Я понимал, что, чтобы вставить терминал между верхней и нижней балками остановки, нужен зазор хотя бы в сантиметр. Подумав, я добавил еще 3 сантиметра высоты на брак и температурные расширения конструкции- вдруг бы фирма-производитель сделала их не нужного размера, а на 2 сантиметра больше. Подумав еще, я добавил не 4 сантиметра, а 6 сантиметров НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ. Если бы я ошибся, то горизонтальную щель в 7 сантиметров (6 сантиметров на брак + 1 сантиметр) на конструкции в 5 метров было бы легче спрятать, чем двухметровый терминал, который не влез в конструкцию и стоял бы рядом. Я думал что я все сделал правильно. Какая прекрасная цифра 7. Я думал, что я оставил хороший запас.

Хуй там.

Через 2 месяца из Москвы привезли терминал высотой на 8 сантиметров больше. То есть, они превзошли самые пессиместичные ожидания на 1 сантиметр. На 1 ебанный сантиметр терминал не помещался между верхней и нижней балками конструкции.

По-мелочам они не стали запариваться и поставили маленьбкий 17" монитор и такие же тачскрины. Кроме того, они покрасили метал под передней глянцевой поверхностью не в черный, а в темно-серый цвет и сделали не заднюю, а переднюю дверцу открывающейся для обслуживания. Это добавило ширины терминалу и он стал выпирать из вертикальной плоскости стенок остановки.

Почему они так сделали? - Потому-что могли.

Мы получили неебически здорового робота TARS, далекого от функциональности робота TARS. На переднюю панель они приклеили стекло в 10 мм и сенсор экрана перестал чувствовать нажатия. Охуеть. У нас была гигантская черная штука, которая не работала и не влазила по высоте в конструкцию остановки.



Но они решили проблему: отрезали болгаркой 1 сантиметр снизу (отколов кусок стекла передней панель), приклеили на тачскрин новую сверхчувствительную пленку и перепрошили ПО. Терминал влез и заработал.

Схема транспорта. У Севастополя был схема движения троллейбусов.



Связались с управлением транспорта, получили маршрутные листы, сделали первую версию схемы и начали раздавать бесплатно. В сети я начал писать, что это первая официальная схема транспорта города. Журналисты, не проверив, стали тиражировать эту новость. Через пару дней мне позвонили из управления транспортом и спросили почему она официальная и почему ее никто не согласовал. Я спросил, нравится ли она им и все ли на ней верно? -Да, отличная. Я предложил им утвердить, они согласились. Так она стала официальной и теперь висит во всех городских троллейбусах.



Для улицы мы сделали плакат со схемой и описанием, как добраться до вокзалов, и что находится рядом с каждой остановкой.


В жизни:


В апреле компания Антона поставила первую остановку.




С самого начала проекта мы планировали зарядки для телефонов. Но нам было интересно, будут ли они востребованы. Первое что мы сделали - вмонтировали хаб на 3 юсб порта. Но ими никто не пользовался - мало людей носит с собой шнуры, а те кто носят, не всегда хотят доставать на улице что-то из сумки или рюкзака. Мы добавили шнур для айфонов и переходник на миниюэби для андроид-устройств.


Оказалось, существует дикий уличный зарядочный голод. Зарядить телефон нужно всем. За вечер ими воспользовалось около 40 человек. Эффект был блестящим.


Зарядки спиздили через 7 часов. Пришла девушка, зарядила айфон, оторвала провод и ушла. Через полчаса какой-то гопник унес зярядку для самсунгов.



Позже, на новых остановках мы будем использовать комбинацию вытяжных шнуров и открытых юсб-портов с закрепленными кабелями зарядок (последние два можно быстро менять).



Так выглядит вторая версия.


В апреле состоялось официальное открытие.


Слесарь Алексей гордится колонной, выточенной из двухсоткилограммовых болванок.



После официального открытия, правительство подписало инвестиционный проект. Частная компания за свой счет ставит первые 40 остановок.



Источник

Добавлю, что пилотный проект со всеми пробными материалами и браком обошелся в 900 000 рублей, но далее эта сумма явно будет меньше.

добавить меня в друзья

Советую также подписаться:





Previous post Next post
Up