Если первый день нашего пребывания в Берлине мы провели бездумно
прогуливаясь по центру города, то на второй день у нас был заготовлен план. Мы хотели пройти вдоль берлинской стены на сколько хватит наших сил. Почему мы выбрали такой странный маршрут? Во-первых, стена так или иначе проходит через все районы города и значимые достопримечательности, во-вторых, стена - это значимый исторический и арт-объект в Берлине и его нельзя проигнорировать, в-третьих, нам хотелось увидеть разницу между этими двумя частями Берлина, прочувствовать и понять, что она разделяла и удалось ли это исправить хотя бы в архитектурном и инфраструктурном плане. Мы от своих планов не отказываемся, даже если они совсем утопичны, поэтому весь день мы топали по Берлину вдоль линии на асфальте, которая обозначала границы районов. Всего за тот день мы протопали около 15 км, из них 11 вдоль стены.
Свое знакомство со стеной мы начали на Бернауэр штрассе, недалеко от Меморила Берлинской Стены и смотровой площадки. Сразу как только мы ступили на этот путь я была поражена мужеству жителей, которые согласились оставить напоминание о тех днях на теле города. Чуть позже, когда мы дошли до выстовочного центра, посвященного работе Гестапо, я нашла подсказку в его названии и смогла подобрать подходящее словосочетания для описания этого явления: топография терорра. Весь Берлин - это сплошное напоминание о том, чего уже нет, но что было и о чем лучше не забывать. Наверное поэтому в Берлине начинаешь остро ощущать давление истории. В Билефельде такого нет, а Берлин повсеместно изрезан отметинами делами давно минувших лет. По улицам города проложена каменная кладка, напоминающая о стене, разделившей Берлин, в центре мемориал, напоминающий о жертвах нацизма, здания через одно отмечены табличками и камерными музеями как свидетельствами периода нацизма, в тротуарах вмонтированы
"Камни преткновения", напоминающие о жертвах нацизма. Конечно, в повседневной суете быстро привыкаешь к этим свидетельствам и перестаешь их замечать, но гостю это сделать не так легко. Последнее время у меня такое ощущение, что коллективная память про эти события и ощущение коллективной вины осталось только у немцев. Например, один из наших преподавателей отказался писать на доске сокращение SS (Social stratification) сами знаете почему. Все не так ужасно как может показаться, но проявления памяти здесь точно есть даже у рядовых граждан. Я мало видела жизни, но пока у меня такие ощущение, что только немцы так серьезно воспринимают свою ошибку. Мир видел немало похожих событий, когда вырезались целые народы или большие группы людей, некоторые из них произошли практически сразу после второй мировой, но так серьезно к содеяному относятся только в Германии.
Еще из прекрасного. Берлин очень ловко раздает свою историю в массы. Стена и все, что с ней связано, мемориалы, музеи с историей Гестапо и Штази - это все в открытом доступе. А вход в Берлинский собор и музеи искусства платный. За развлечения надо платить, а история вот, берите, пожалуйста, бесплатно и друзей приводите. Пусть и они посмотрят.
Так, Берлинская стена довела нас до Северного вокзала, где мы немного поблудили в поисках ее продолжения.
Пока искали набрели на офисный райончик DBahn. Такие все милые и видимо даже на ланч ездят на велосипеде. Почему-то ощущение от этих ребят как будто бы это англичане, а не немцы.
Но стена шла дальше и нам некогда было останавливаться и разглядывать мужчин. В итоге мы вышли в какой-то турецкий квартал.
Как мы догадались, что он турецкий? По спутниковым тарелкам.
Но нам снова надо было сворачивать. И во дворах мы набрели на еще одну сохранившуюся смотровую вышку. Представляете, вы каждое утро просыпаетесь, а у вас перед окном смотровая башня, которая каждый день напоминает вам о событиях минувших дней. И ладно, если Стена не сыграла никакой роли в вашей жизни, но есть же много людей, которые пострадали от решения властей в тот период.
Так, Стена вывела нас на довольно старое кладбище Инвалиденфридхоф. Очень красивое и видимо довольно "знатное" пристанище. У меня всегда была проблема со словом Инвалид. Я уже несколько лет вычитываю серию книг про семейтво Ругон-Маккаров Эмиля Золя и вот в русском переводе этих книг навания улиц и зданий дают без перевода, что правильно. Но первое время я не могла понять что же это за улица и Дом Инвалидов такие в Париже. Только спустя несколько лет и пару нанограмм ума до меня дошло, что это улица, название которой посвящено не инвалидам в привычном нам понимании, а ветеранам войны ("инвалидам войны").
После Стена вывела нас к вокзалу и дальше шла вдоль реки Шпре до Рейхстага.
Ближе к Рейхстагу расположились два здания, где обитают депутаты Бундестага. Эти два здания были соединены пешеходным мостиком по которому каждую минуту кто-то ходил туда-сюда и иногда даже с кипой бумаг. Хоть кто-то работает!
Само здание Рейхстага мы деликатно проигнорировали, потому что должны были идти в него на следующий день (эту историю я отложила для еще одного поста, не то чтобы она интересная, просто не могу же я скрыть сей факт). И гордо продолжили шагать вдоль за Стеной. Совершенно для нас неожидано прямо за Браденбургскими воротами мы обнаружили Мемориал памяти убитых евреев Европы. Почему-то мы думали, что он совсем в другом месте и тоже планировали до него дойти. У этого Мемориала очень долгая предыстория: его идея появилась в 1988 году, а сам Мемориал появился на карте Берлина только в 2005 году. Художественная задумка Мемориала гениальна в своей простоте. Барокко - это красиво в своих завитках, но не больше, а Мемориал способен передать вложенные в задумку чувства и эмоции с помощью даже не художественных средств, а своей сущностью. Мемориал - это 2700 бетонных плит, которые отличаются по высоте, которые выставлены на довольно большом пространстве в центре города. При этом плиты не стоят паралелльно, где-то они установлены под наклоном, плюс сама землю постоянно норовит уйти из-под ваших ног и танцует то вверх, то вниз, все вместе эти манипуляции вызывают у посетителей чувство тошноты.
Дальше стена довела нас до Потсдамской площади, но видимо мысль о том, что время было уже часа 3 дня, а мы еще не ели, убрала мой палец с кнопки спуска затвора, поэтому у меня нет фотографии этого места. Но я люблю такие места, где высокие дома, много света и стекла. Хочу в Нью-Йорк. Не доеду туда придется ехать во Франкфурт. Я видела из иллюминатора в самолете, что там тоже есть распрекрасные высотки. Итак, зайдя одной ногой в район Кройцберг, который тоже былу нас в паланах на посещение, но не срослось, мы дошли до Мемориала "Топография террора". Знаете, что меня поразило? В зале было 4-5 экскурсионных группы и все они состояли из немцев. Не школьников или студентов, в людей среднего и старшего возраста. Да и в целом здание не пустовало.
Исключительно ради исключения и в качестве награды, чтобы вы долистали мой продолжительный опус, выкладываю фото
dronov-d и одного из берлинских мишек.
Дальше Стена привела нас в будку для фото, где мы сначала минуту дурачились, а потом 10 минут стояли и нервничали в ожидании фотографий, которые автомат не торопился нам выдать. По пути еще набрели на небольшой музей Штази, тоже бесплатный. И вот мы у Чекпоинта Чарли.
Может кто-то знает на чьи деньги существует эта театрализованная постановка? Я ни в коем случае не выступаю против нее, просто мне очень инетересно, кто музыку заказывает.
Чекпоинт Чарли был последним в нашей экскурсионной программе и дальше мы направились в сторону Алексанер платц, а по пути словно попали на "Новый Арбат".
Протопав еще пару километров в сторону дома под дождем мы снова оказались в "Москве". Как будто бы никуда и не уезжали. Москва, иногда мне так тебя не хватает.