Свое первое Рождество в Европе я, как приличный бюргер, провела в церкви. Да, и такое случается. Вообще, Рождество в Европе - это совсем не то, что мы с вами напредставляли по кадрам из фильмов и Рождественских базаров. Рождество - это семейный праздник, который обычно проходит тихо-мирно в кругу родни-семьи без песен, плясок, петард и тостов. Короче, очень тихо и очень спокойно. Вчера мы весь вечер ждали, ну когда же немцы уже начнут веселиться, петь, греметь бокалами. Не дождались. Максимум, который нам достался, сын соседей сыграл им на трубе 10 нот. Все, конец веселью.
Вся суета, безудержное веселье и яркие краски в канун самого Рождества резко исчезли с улиц города. Город резко замолчал и опустел. Уже после обеда закрыли свои двери даже продуктовые магазины. А когда мы шли по городу в 10 часов вечера, то у нас было ощущение, что мы в фильме ужасов, где из города разом исчезли все жители. Это очень странно и не понятно, потому что праздник, который все так ждали целый месяц, только о нём и говорили, на самом деле проходит очень тихо и скромно. В 10 вечера даже не в каждом доме горел свет, не мог же весь Билефельд встать и уехать отмечать Рождество к родителям в другие города?
Хотя церковь была полностью заполнена, но не битком. Даже тут немцы не переборщили. Если вы хотя бы раз пытались попасть на службу в храме в России, то вы знаете, какая там обычно собирается толпа. Люди словно обезумевшие пытаются пробраться к иконам, чтобы поставить свечки. В одном из таких религиозных экстазов мне однажды даже подожгли шубу в детстве. А тут все тихо и мирно, хотя немцев даже в час-пик не заставишь забиться в трамвай. Они лучше подождут следующий, такой же полный, но пытаться залезть в полный, по их мнению (москвичей туда еще штук 100 набилось бы легко), они не будут.
Джим Моррисон даже не смел мечтать, что окажется вместо иконы в храме. А во время проповеди, когда пастор (я слаба в терминологии) вот с этой трибуны, как в кино вел монолог перед прихожанами, я чуть душу не продала за кадр. Как видите не продала. Но, думаю, у меня еще будет шанс от нее избавиться.
На службе очень много поют, все тексты есть в специально брошюрке, чувствуется, что многие поют уже не в первый раз и вкладывают в это всю душу. Я уже второй раз в своей жизни попадаю на религиозные мероприятия в качестве наблюдателя. Это очень сложный опыт. Первый раз я попала на посвящение первокурсников в православном университете. Там все было, конечно, очень строго и формально, тут нет.
Мой первый орган. Бах и орган - это чудесно. Они создны именно друг для друга. Все, кто учился в музыкальной школе на фортепиано, ненавидят этого автора за обязательную прелюдию в программе на экзамен. Из года в год, все сложнее и сложнее. Это невероятно сложно сыграть Баха на фортепиано так, чтобы он звучал хорошо, просто потому что он написан для органа, где есть возможность исполнять больше двух голосов одновременно.
Еще вчера тут был Рождественский базар. Это место было битком. Реально битком, а не как в трамвае. Очень приятно гулять здесь. Вот вроде бы все пьют, едят, разлагаются, а приятно, потому что все очень культурно и сдержано.
А вот снега нет. Как не было, так и нет, но вроде похолодание уже близко.
Рождество - семейный праздник, а что делать, если ты одинок?