08:30 19.08.2015
"Steal like an artist"? Где заканчивается творчество и начинается воровство Здравствуйте!
Надеюсь, вы готовы к моему очередному многобуквенному тексту - да, теперь по средам)) на самом деле, просто написался он немного быстрее, чем планировалось, и держать в себе еще день у меня нет сил))) очень уж хочется снова с вами поболтать :)
Сегодня мне хотелось бы поднять одну тему, которая совершенно не нова, на самом-то деле. К сожалению, посты про виртуальное воровство работ, идей, дизайнов в скрапе появляются с завидной регулярностью - и в основном эта тема всплывает, когда в очередной раз кто-то из мастеров оказывается задет. Я в этом плане отличусь: я пришла сюда не задетой)) я просто хотела бы спокойно и трезво рассмотреть предмет.
Первое, что мне хотелось бы сказать: нечестное использование чужих дизайнов - это всегда область двойных стандартов. И здесь в качестве примера я расскажу вам об одной девочке-скрапере. Девочка жила себе, никого не трогала, делала открыточки, вела бложик - все как у всех) Ничем особо выдающимся не отличалась - просто один скрапер из тысячи. И вот как-то раз девочка наткнулась на горячее обсуждение сворованных дизайнов молдов. Ну, вы знаете, как это сейчас бывает: зарубежная компания выпускает гипсовые фигурки по адовой цене за три штуки, а отечественные умельцы делают на их основе силиконовые формочки, ценой в две копейки, да к тому же пригодные для многоразового использования. Слава лазерной резке, ну а что. Девочка читала обвинения в адрес тех, кто делает такие молды и покупает их, - и возмущалась про себя. С чего это, думала она, я буду покупать три малюсенькие фигурки за пять баксов, когда за эти же деньги можно купить набор молдов - и налепить сто штук таких фигурок? Да и вообще, чем я виновата - я-то сама ничего не крала, хочу и покупаю, и вообще я не знала, авторские это молды или нет: увидела и купила, что мне, наизусть все дизайны всяких Мелисс Франсес знать? К воровству идей скрап-работ девочка тоже относилась скептически: слишком часто, казалось ей, изначальные авторы работ раздувают из этого слишком уж громкие скандалы, хотя кто их знает, кто и что у кого воровал...
Как-то так девочка думала, резала себе свои бумажки и лепила завитушки из молдов с подтыренными дизайнами. А потом девочка стала капельку известней - и у нее внезапно очень некрасиво украли дизайн открытки. Выдали за свой, да еще и пообещали людей научить за деньги делать так же. И стало как-то до того неприятно - хотя открытка это конечно не дизайн скрап-товаров, разработанный для известной компании за большие деньги. И стало девочке ясно, что когда воруют у кого-то и когда крадут у тебя - это как-то разные вещи по ощущениям. Не поймешь, пока не узнаешь, как говорится.
Думаю, лишним будет объяснять, что эта девочка - я. Не вижу смысла писать здесь в духе "фу-фу-фу, воровать плохо", поэтому пишу как есть) В оправдание свое могу только сказать, что на момент покупки молдов реально не знала, чьи это дизайны - ну не слежу я за трендами. Присмотрелась к ним уже после покупки, как раз когда в блогах поднялась волна обсуждений. И когда сама столкнулась с "несанкционированным" лифтингом себя любимой, не то чтоб в моей голове резко перемкнуло и я выбросила эти злосчастные молды - но в дальний ящик отложила) Хотя справедливости ради скажу, что и фигурки гипсовые не покупаю - но это уже ближе к теме одного из предыдущих
постов И все же я не могу сказать сейчас, что у меня есть абсолютно четко определенная позиция касательно заимствования чужих дизайнов. Потому что и границы проблемы очертить не так-то просто. Ну то есть да, воровать плохо, это и ребенку понятно. Но что есть воровство в скрапе? Где, скажем, заканчивается безобидный лифтинг, который так развивает и помогает расти новичкам? А как вычислить пресловутые 30% в дизайне бумаги, отделяющие ее от плагиата? И главное - как вычислить, кто первый придумал вот-эту-крутую-штуку?
С лифтингом работ, в принципе, я все решила для себя - не столько на основании здравого смысла, сколько с помощью субъективных ощущений. Когда меня просто лифтят - это мне скорее льстит. Когда человек еще и предупреждает меня предварительно, мол "мне так понравилась твоя открытка - можно я сделаю похожую" - я вообще преисполняюсь гордостью и чувством собственной важности))) и всегда разрешаю работу повторить. Еще и приду потом посмотреть, как вышло)) НО мне не очень приятно, если работу сделали и пытаются продать или как-то еще на ней нажиться. Хотя технически, пока автор не выдает сделанную мной работу за свою, а продает собственноручно выполненные изделия - он вроде как ничего не нарушает. А что похожа работа - так мало ли кто на кого похож. Вон репродукции знаменитых художников тоже продают, и ничего) И тем не менее - в подобной ситуации мне лично становится неприятно. Ну и совсем край - если кто-то возьмет мои фото из блога, создаст группу и начнет их там выкладывать под видом снимков своих работ. Это уже не просто неприятно, но и незаконно, и вообще ни в какие рамки.
Сама я повторяю чужие работы очень редко, и никогда - точь-в-точь. И при повторении обязательно стараюсь поставить себя на место автора, подумать, как он к этому отнесется. Ну вот, скажем, когда захотелось мне побаловаться деревянными фонами вслед за Викой Fleer - первое, что я сделала, это пошла и спросила у Вики, не против ли она. Мне было все равно, является ли Вика родоначальником идеи с деревяшками или нет; также я не знала точно, насколько мои работы получатся похожими на ее - я вдохновилась именно ее работами и посчитала необходимым спросить разрешения на лифтинг. Повторюсь - со стороны, возможно, все эти переживания-расшаркивания-просьбы разрешения кажутся пустой тратой времени - ровно до тех пор, пока тема не коснется тебя лично.
С дизайном скрап-продуктов все сложнее и серьезней, потому что тут речь уже идет о бОльших потерях - и материальных, и моральных. Согласитесь, коллекцию бумаги создать сложнее и дороже, чем открытку. Тут проще перечислить ситуации, которые однозначно нельзя считать нормальными и когда нарушения авторских прав очевидны:
а) Производитель выпустил коллекцию бумаги. Покупатель купил набор, отсканировал его и выложил на своей страничке вконтакте - мол, пользуйтесь, дорогие подруги. Если честно, я была в шоке, когда впервые столкнулась с подобным) в том смысле, что это ж додуматься надо)
б) Производитель выпустил коллекцию бумаги. Другой производитель где-то раздобыл эту коллекцию, отсканил (ну или не знаю что сделал) - и в итоге выпустил точно такую же бумагу под своим именем. Лично видела наборы Marianne Design с русской этикеткой. Что характерно - вполне могла не обратить внимания, да у меня как раз такой наборчик оригинального производства дома лежал на тот момент.
Дальше - только вопросы, и никаких однозначных ответов. Допустим, встречаем мы в магазине новый набор бумаги, который внезапно напоминает нам какую-то другую коллекцию. Это уже все, ужас-ужас? Или просто две коллекции выполнены в одном стиле, а если присмотреться, то не так они и похожи? Ну потому что стили-то по пальцам можно пересчитать, и никто из производителей не может претендовать на эксклюзивное право делать бумагу в стиле винтаж. А если, скажем, схожесть ограничена цветовым решением, а принты бумаги абсолютно разные в двух наборах? А если принты одинаковые - но это принты типа горох-полоска-шеврон, которые только ленивый не выпустил в своей интерпретации? Кто придумал горох первым, м?) С более сложными дизайнами, извините за тавтологию, еще сложнее. В основном из-за того, что большая часть изображений для создания бумаги берется на стоках, нередко - бесплатных. То есть вполне вероятна ситуация, когда одну и ту же картинку скачают и используют в своей коллекции два дизайнера, и кто был первым, фиг разберешь. Да, конечно, при всем этом бывают ситуации, когда ну вроде всем очевидно: вот оригинальный набор зарубежного производителя, выпущенный несколько лет назад - а вот свеженькая коллекция нового "нашего" производителя (расстановка сил почему-то всегда такая, и никогда наоборот), в котором листы просто отзеркалены, ну и вот в этот уголок еще бантик добавлен. А и все равно - кто мы такие, чтоб судить? Откуда нам знать наверняка: имело место бессовестное копирование, или просто дизайнеры двух коллекций купили одинаковые наборы на стоках? Я не знаю ответов, правда. Сама стараюсь не покупать наборы бумаги, которые кажутся не оригинальными (похожими на что-то другое) мне лично: ориентир так себе, учитывая, как я слежу за новинками, но уж какой есть. И также не могу не заметить (я же тут объективность пытаюсь искать), что в спорах на тему "кто у кого что украл" эмоции часто искажают истину. Так что, как мне кажется, каких бы отзывов о продукте вы не начитались - всегда нужно оставлять немного места в голове для критического мышления и собственного мнения.
Ну и самая скользкая тема - авторство идей. Мне как-то раз пришло в голову сделать серию свадебных пригласительных в эко-стиле: крафт-картон, бечевка, штампы-веточки, все дела. Сделала, запостила, была страшно горда своей гениальностью. Мне реально казалось, что никто такого раньше еще не видел, не делал и не замышлял. Как же я была удивлена, когда спустя увидела в блоге известной мастерицы коллекцию приглашений... правильно, в эко-стиле) Из крафт-картона, с бечевкой и растительным штампингом. Я была возмущена до глубины души! Пока не зарегистрировалась на Pinterest и не увидела десятки приглашений в подобном стиле, сделанных задолго до моего гениального изобретения) С идеями часто так: придет в голову какая-нибудь классная штука, ходишь гордый - а потом выясняешь, что так весь мир давно уже делает) Временами, конечно, бывает и наоборот, случаются в скрап-мире и свежие идеи, которые публика подхватывает и тиражирует. Но опять же, это сложно оценить объективно: если это что-то, что сделал ты, сложно остаться непредвзятым. Всегда будет казаться, что это ты молодец, а Вася у тебя своровал. А вот если Вася своровал не у тебя, а у Маши - трагедия кажется как-то мельче: мало ли что там Маша себе навоображала, такое как у нее я у Коли два года назад видела.
Что совершенно не помогает разобраться в проблеме, так это тот факт, что идеи действительно витают в воздухе. А потому схожесть дизайнов двух изделий часто навевает на определенные мысли, но не всегда справедливо. Я достоверно знаю случаи, когда люди создавали работу ни на кого не глядя и не пытаясь скопировать (более того, крайне негативно относились к заимствованию чужих идей) - а выходило довольно похоже на работу другого дизайнера. Иногда это просто случается. Это, знаете, как в поговорке: если у вас нет паранойи, это еще не значит, что за вами не следят. Если что-то выложено в сети - совсем не факт, что изображение видели абсолютно все. Если кто-то сделал работу, похожую на вашу - совсем не факт, что это вы такая звезда, что все кидаются вас копировать: возможно, просто идея лежит на поверхности. Не лишним будет всегда держать в голове, что все в этом мире кто-то уже придумывал до нас - для самооценки, кстати, тоже полезно.
У этой басни нет морали, хотя продолжать можно еще долго. Но на мой взгляд, какой области в данной теме ни коснись - заинтересованные лица всегда будут острее к ней относиться, а те, кого копирование не задело, всегда будут более лояльны. На этот раз мне еще сильнее, чем раньше, хочется узнать ваше мнение. Какие виды "заимствования" в скрапе вы считаете приемлемыми? Лифтите ли чужие работы? Как относитесь к случаям, когда копируют вас? Покупаете ли скрап-товары с сомнительной репутацией дизайнов? Используете ли в работах картинки, найденные в сети? В общем, я с трепетом приглашаю вас к дискуссии - позволю себе только добавить напоследок, что всем нам никогда не помешает, прежде чем осуждать кого-то за что-то, посмотреть сперва на себя.
read more at
* Simple things * rss2lj