Mar 03, 2010 14:07
Smultronstället
В ролях: Виктор Шёстрем, Игрид Тулин, Биби Андерссон, Макс фон Сюдов.
Классика кинематографа, Золотой медведь на Берлинском кинофестивале 1958. Неизменный пункт в бесчисленных топ "лучших фильмов всех времен".
Визуально отдельные кадры донельзя фотографичны, с психологически напряженной и выверенной по смыслу композицией. Вся картина выстраивается на приеме ретроспекции, воспоминаниях и флешбэках, искусно связанных с немного сюрреалистичными снами и сценами объективной повседневности.
Сюжет на поверхности прост. 78-летний профессор Исак Борг едет на машине в Лунд на церемонию вручения почетного звания, по пути встречается с разными попутчиками, заезжает в места своей молодости и предается воспоминаниям, осмыслению своей жизни.
Ты испытываешь одиночество, ты зачастую отчужден от социальных связей, хоть они никуда не исчезают и остаются с тобой. Ты, вероятно, не всегда об этом задумывался; но, когда любимые Сальвадором Дали часы без стрелок в твоих снах предвещают, что конец уже близок, наступает пора вспомнить обо всех ошибках и утратах, пройтись внутренним взором по всему пройденному пути. Ты был эгоистичен, черств и равнодушен ко многому и многим, что тебя окружали. Ты усердно работал и добился на своем поприще немалых успехов. Чаще всего тебе было всё равно, ты был глух к чувствам других людей, ты не раз терял любовь, твоя семья оказалась несчастливой, ты холоден к проблемам своих детей, а они отвечают тебе тем же, продолжая родовое проклятье одиночества и непонимания. Осознаешь это, но прошлого никому не в силах изменить. Остается заново возвращаться к моментам боли, подвергать себя внутреннему суду и искуплять грехи. Хотя если в итоге ты сможешь преодолеть свою обыденность, искренне повернуться к близким и с облегчением выдохнуть, возможно, еще есть надежда преодолеть прижизненную мертвенность.
- Передаю дословно: душевные страдания человека меня не касаются, так что не ищи у меня сочувствия. Если тебе нужна психологическая мастурбация, поплачь в подушку или сходи к священнику, что практически тоже самое.
- Неужели я так говорил?
- У тебя очень жестокие взгляды на жизнь.
- Понимаешь, я словно пытаюсь сказать самому себе то, чего мне не хочется слышать, когда сон проходит.
- Чего же именно?
- Что я уже при жизни мертв.
- Ты ведь у нас профессор. Кому, как не тебе знать, как победить боль, но ты не знаешь. Ты так много учился, а в итоге, всем твоим знаниям грош цена.
А ты не поспешил ли одряхлеть и умереть раньше срока?
1950-е,
синематека,
киноизмы