Этим постом возвращаюсь в цикл «Заметок недопутешественника».
Так получилось, что пришлось капитально покопаться в архивах.
Там, оказывается, есть много интересно.
Самым интересным, разумеется, нужно делиться.
Рассказ начну, пожалуй, с того, что в прошлом мне довелось некоторое время потусить по Европе. Проходили мои выставки на Чернобыльскую тематику, а пока фотографии висели на очередной площадке - мы с другом Мишей, который и вытащил меня в забугорье, катались по разным городам. В Австрию мы заезжали несколько раз, но то снимать было лень, то камера вдруг оказывалась разряженной.
Однажды, после проведенной лекции и открытия выставки на новом месте, мы получали удовольствие от светской беседы под светлое пиво на какой-то летней террасе в Братиславе. Летник был хорош, еда вкусная, официантки красивые и пиво свежее. Разумеется, не мог я не отметить благостного настроения и вслух объявил, зашибись, мол. А Миша возьми и закати мне небольшую лекцию про разные сорта пива. Отличаются, мол, в разных странах и все такое. И для сравнения предложил мотнуться в Австрию и попробовать его там. Ну, я кивнул, думая, что «мотнуться попробовать» - это образное выражение и сейчас никуда метаться не нужно. Ан нет. Через 15 минут мы сидели в машине. Тапок в пол и через час Вена. Про пиво я уже как-то забыл к моменту, когда подъехали к городу. Больше всего столица запомнилась тем, что нужно изрядно поломать мозг, чтобы пробраться в центр не нарушая правил дорожного движения. Когда карта подсказала, что, в принципе, мы уже близко к центру - было принято волевое решение припарковаться и пойти гулять.
В принципе, я фанат девственной природы. То есть, дух захватывает только от мест, куда может и ступала нога человека, но делала это незаметно. Поэтому особого восторга окружающее пространство не вызвало и прижаться в экстазе к какой-нибудь малой архитектурной форме не особо и хотелось, но раз я уже здесь, нужно хоть что-нибудь сфотографировать. Именно с этими мыслями расчехлил камеру и пошел искать подходящий объект для съемки.
Первое, что нашел - непонятные штуки на асфальте с не русскими буквами. Не уверен, но, кажется, это что-то вроде указателя достопримечательностей. Это было бы логично. Хотя в логику я не верю с тех пор, как мальчика на пасеке укусила коза, но выбора не было. Обозначил это место - «указатель», сфотографировал и потопал дальше.
Потом была Венская государственная опера. Она слева в на фотографии. Раньше ее называли «Придворная опера» и это место стало центром музыкальной культуры и крупнейший оперный театр Австрии. Само здание оперы посторено с 1861 по 1869 г.г. по проекту архитектора Августа Зиккарда фон Зиккардсбурга. А на его фасаде расположено 5 изображающих муз скульптур: Комедия, Грация, Героика, Фантазия и Любовь. Я скульптуры эти не снимал, но зато коняки с всадниками смотрятся хорошо.
Вот еще она, только сбоку. Тут, кроме коня, можно рассмотреть птиц. Но птицы не имеют отношения к опере, они просто летят. А конь и опера - стоят. И стоят прочно, судя по тому, что не развалились почти за полторы сотни лет.
Ну, на коняку насмотрелся - топ-топ дальше. Через некоторое время встретил на своем пути общество друзей музыки. Они сами себя так назвали, наверное. Находится по адресу Bösendorferstraße 12 и имеет официальное название Gesellschaft der musikfreunde. В принципе это не является достопримечательнотью и вряд ли вы его найдете в любом путеводителе по Вене. Да и сфотографировал не по той причине, что мне очень понравилась архитектура. Ну, или цвет. Просто у меня был с собой фотоаппарат и нужно было что-нибудь снимать.
Следующим объектом для съемки оказалась затоптанная туристами Церковь святого Карла Борромея. Как выяснил уже в Киеве, опираясь на информационные источники в интернете, церковь является одним из самым больших и наиболее интересных зданий Вены. В 1713 году Вену поразила эпидемия чумы, и император Карл VI дал обет: если болезнь покинет город, он начнет строительство церкви. Чума закончилась и в 1715 году на берегу реки Вены императору пришлось засучить рукава. Так до самой смерти и пробыл Карл с засученными рукавами, а «ленточку перерезали на входе» аж в 1939 году. Еще дизайн примечателен тем, что сочетает в себе архитектурные элементы древней Греции, древнего Рима и венского барокко.
Ну, и еще вот такая фотография с деревом.
После часа шатаний по сердцу Европы (именно так ее называют местные жители и наши тур-фирмы, которые парят заграничные экскурсии выходного дня) добрел до самой замечательной локации. Собор Святого Стефана с выыыысоченной (136,4 м) башней. Об этом соборе расскажу немного подробнее, так как история его создания и существования достаточно интересна.
Начать, пожалуй, можно с того, что собор является национальным символом Австрии и города Вены. Расположен он прямо в центре старого города на площади Святого (неожиданно, да?) Стефана. Первый храм на месте собора был построен в 1137-1147 (!!!) годах, а нынешние очертания приобрел в 1511 году.
В 1137 году маркграф Леопольд IV совместно с Регинмаром, епископом Пассау, заложили первую церковь; она была завершена постройкой в 1147 в романском стиле. В 1230-1245 годах она была расширена к западу; с тех пор сохранилась западная («романская») стена собора с порталом и двумя башнями, позже перестроенные в готическом стиле. В 1258 году первая церковь сгорела. Неожиданная концовка. Казалось бы. Но, как выяснилось позже, это еще не концовка.
В 1263 году на её месте была выстроена вторая церковь, также в романском стиле; день освящения собора, 23 апреля, празднуется по сей день. В 1304-1340 годах, при Альберте I и Альберте II, к церкви с востока были пристроены трёхнефные Альбертовы хоры, которые сохранились и по сей день. Работы были завершены через 77 лет после освящения второй церкви. Северный неф были посвящён Деве Марии, средний св. Стефану и всем святым, южный - двенадцати апостолам.
7 апреля 1359 года Рудольф IV заложил на месте современной южной башни первый камень новой, готической церкви. По планам архитекторов XIV века, стены нового собора ставились снаружи от существующей церкви, и лишь затем следовало разобрать стены старой (это произошло лишь в 1430 году). Альбертовы хоры, достаточно широкие, были сохранены. В 1433 году были завершена южная башня, а перекрытие свода новой церкви потребовало почти 30 лет (1446-1474). Северная башня, заложенная в 1450 году, была прекращена постройкой в 1511 году и так и осталась недостроенной.
В течение трёх веков церковь Св. Стефана оставалась не более чем приходским храмом. Маркграфы Австрии пытались учредить в Вене епископскую кафедру, а епископы Пассау, тогдашние духовные владыки Австрии, этому сопротивлялись. Венская епархия была учреждена только в 1469 году, под давлением императора Фридриха III. Так церковь Св. Стефана стала кафедральным собором. Вскоре после этих событий, в 1476-1487 годах, скульптор и композитор Вильгельм Роллингер установил внутри собора уникальные резные хоры, а в 1513 году в соборе был установлен орган.
XVI-XVII века, наполненные религиозными и австро-турецкими войнами, мало изменили собор. В эту эпоху в Австрии установилась идеология Pietas Austriaca, католическая по духу и барочная по форме, и интерьеры собора также были переработаны в стиле барокко. Реконструкция началась в 1647 году - с нового, барочного, алтаря работы Йоганна Якоба и Тобиаса Покка (1647). В 1693 и 1697 годах были написаны два образа Девы Марии, в 1700 году установлены два боковых алтаря. Наконец, через 40 лет после изгнания турок из-под Вены, в 1722 году, статус собора и епархии был повышен - до архиепископского.
Как это не удивительно, собор не пострадал при бомбардировках Второй мировой войны и выдержал первые дни Венской наступательной операции советских войск, начавшейся 2 апреля 1945 года. При отступлении из Вены комендант города генерал Зепп Дитрих был несколько не в духе и приказал немецкой артиллерии уничтожить центр Вены, но приказ не был выполнен. 11 апреля 1945 года местные мародёры подожгли разграбленные лавки и на следующий день пожар перекинулся на собор. Собственно и обвинять некого - сами построили, сами сожгли. Кровля рухнула от огня, колокол провалился внутрь Северной башни и разбился. Интерьеры (включая роллингеровские хоры XV века) были почти полностью уничтожены. Кафедры и ценнейшие реликвии сохранились, так как были защищены кирпичными саркофагами.
Собор был восстановлен трудом добровольцев - к 19 декабря 1948 года была восстановлена кровля над главным нефом, 23 апреля 1952 года (в 689-летия собора) возобновились службы. Послевоенное восстановление завершилось только в 1960 году.
В 1980-е годы был начат второй этап полномасштабной реставрации, продолжающийся по сей день. Основная проблема собора Св. Стефана - поверхностные разрушенияизвестняковых стен и статуй. Реставраторы вынуждены заменять отдельные камни и статуи, пользуясь как средневековыми инструментами, так и управляемыми компьютерами камнерезными станками-копирами.
Немного о размерах
Высота южной башни - 136,44 м
Высота северной башни - 68,3 м
Высота стен боковых нефов -60 м
Длина и ширина собора на уровне земли- 198,2×62 м
Длина кровли главного нефа - 110 м, а высота, от водосточного жёлоба до конька крыши - 37,85 м, при этом наклон кровли местами достигает 80° к горизонтали. При таких углах наклона дождевая вода способна эффективно промывать черепичную кровлю, а редкий снег, не задерживаясь, падает вниз.
И интересные факты
- Во времена Габсбургов, ни одна церковь Австро-Венгрии не могла быть выше южной башни собора Св. Стефана.
- Несущий каркас кровли был первоначально выполнен из дерева (свыше 2000 м³), а после пожара 1945 года - из стали (около 600 тн). Покрытие кровли состоит из 230 000 цветных черепиц. Ими выложены изображения национального герба и герба города Вены.
- Всю площадь можно назвать большой братской могилой. И сразу объясняю почему. Под восточной половиной собора и под прилегающими с востока домами расположены катакомбы - подземное кладбище. В 1732 император Карл VI запретил похороны на старых кладбищах внутри городских стен, поэтому в XVIII веке умерших хоронили под землёй. До полного запрета на подземные могилы, изданного Иосифом II в 1783, под собором Св. Стефана было похоронено до 11 тысяч тел. «Катакомбами», на греческий манер, эти подземелья стали называть только в XIX веке. В подземном епископском склепе до сих пор хоронят высших иерархов австрийской церкви (последнее захоронение в 2004). В соборе также «похоронена» элита того времени. Не вся, конечно. Например, Рудольф IV (князь - строитель собора, умер в 1365). Надгробие в главном зале - символическое, а тело захоронено в подземном «герцогском склепе», заложенном самим Рудольфом. Еще там же есть Фридрих III (умер в 1493) и Евгений Савойский (умер в 1736). И еще 72 члена династии Габсбургов («герцогский склеп»). Большинство этих «могил» - символические: начиная с 1633 года, в соборе хоронили внутренние органы монархов, сами тела - в Капуцинской церкви, a сердца в церкви Св. Августина.
Ниже представленна фотография, которой я очень гордился пару лет назад. Дело в том, что вокруг собора вечно шарится куча туристов и мешают нормально сфотографировать сие чудо света. Поэтому пришлось делать более 70-ти (кажется) кадров и клеить панораму из манюсеньких кусочков. Съемка осложнялась тем, что штатива не было, поэтому снимать приходилось с рук. Чтобы было понятнее - поставьте камеру на штатив и сделайте кадр какого-нибудь дома. Перед домом обязательно будет стоять машина, человек или другая помеха. Дожидаемся, когда помеха освободит обзор и переместится в кадре. Не меняя композиции делаем еще один кадр. На втором тоже есть помеха, но в другом месте. Но на втором кадре уже видно то место, которое было перекрыто на первом кадре. Теперь просто берем кусочек изображения со второго кадра и совмещаем с первым. То же самое проделываем с остальными помехами. Таким образом можно вообще избавиться от людей на снимке архитектурного памятника. 2 проблемы - штатив и время. Поэтому на этом снимке немного людей все же осталось, но их сотни на две меньше, чем прошло по кадру за время съемки.
Вдоволь нагулявшись по историческому центру Вены отправились с Мишей искать парковку, на которой оставили своего железного ослика. После тридцати минут шмыганья по городу успеха мы достигли не особого, так как парковка решительно нами не находилась. На какой-то площади ветер опрокинул здоровенный стенд с открытками и давай их разносить по всему пространству. Не долго думая, мы набрали пару десятков плюсов в карму, помогая продавцу ловить брошюры и разноцветные карточки. Только закончили, перекинулись парой слов с продавцом и тут сзади крик: «Еееежик!». В то время в Киеве это был мой позывной в интернете, а многие клубные знакомые думали (даже не знаю, с чьей подачи), что я поляк с именем Ежи, поэтому можно понять мое удивление. Первые мысли - йопт, я ж в другой стране, откуда меня тут знают, кто это, что это, куда бежать и все такое. Оборачиваюсь и расплываюсь в улыбке от уха до уха - старая подруга Надежда. Сама Надежда не старая, а очень даже молодая, а «старая» в том смысле, что количество лет, которое мы друг друга знаем, уже сложно подсчитать. И не сам этот «мой компас земной», а с нынешним (уже) мужем Тимофеем. Тогда еще не мужа, я знал не очень хорошо, но несколько раз до этого виделись. Тоже такие стоят улыбаются) Оказалось, что занесло их в Вену тоже совершенно случайно - отдыхали в горах, гуляли по Европе и вдруг решили, что было бы не плохо и по столице прогуляться, раз она под боком и время есть. Ресторанов и отчаянных празднований случайной встречи не было, немного побеседовали и довольные разбежались дальше по делам. Мы - искать машину, а счастливая парочка - осматривать достопримечательности. Лишнее подтверждение того, что Земля не очень-то оказывается и большая заставляет улыбаться до сих пор. Теперь Надежда и Тимофей во время отпусков высматривают в толпах людей меня, а я, когда нахожусь не в Киеве - чаще оборачиваюсь)
Пожалуй, на этом можно и заканчивать запоздалый отчет о нескольких Венских часах. Приступлю к составлению большого поста о приключениях недопутешественника в Италии. Оставайтесь на связи. Всегда радуйтесь!
P.S. За качество фотографий сильно не гнобите. Снимал на доисторический утюг Canon 400D и часть фотографий обрабатывал года три назад, когда еще нравилось выкручивать ползунки в разные стороны и смотреть, как чернеет небо))