О Бергмане и прекрасном далёком прошлом

Feb 05, 2012 04:35

На самом деле я постоянно живу
в своём детстве, брожу по сумеречным этажам,
гуляю по тихим уппсальским улицам, стою перед
дачей и слушаю, как шумит листва огромной
сдвоенной берёзы. Перемещение происходит
мгновенно. В сущности, я всё время живу во снах,
а в действительность лишь наношу визиты.

Ингмар Бергман

В 2007 году, когда Ваш покорный слуга пытался окончить школу, и ему казалось, что всё плохое уже позади, а в жизни должны быть и белые полосы, в тот же год замечательная украинская компания "Артхаус трафик" организовала в кинотеатрах страны ретроспективу фильмов шведского режиссёра Ингмара Бергмана. Разумеется, Ёж, который весьма и весьма падок на подобные вещи (уж не знаю, откуда у меня склонность сия), не имел морального права пройти мимо такого события, а для нашей провинциальной жизни это действительно было Событие, ибо фестиваль кино - это что-то раз в год и по большим праздникам. Так на большом экране я посмотрел "Седьмую печать" Бергмана.

Я тогда не смог попасть на все показы, но через пару месяцев в ёжкином любимом магазине появился большой и красивый сборник в двух "томах", состоящий из десяти фильмов Ингмара Бергмана, что были показаны на вышеописанном фестивале. Интернета тогда у Ежа практически не было, глаза у него загорались очень быстро, и, разумеется, после первой попавшейся зарплаты, сокровище было приобретено за баснословные деньги. Сумму называть не буду, но нынче она приближённо равна четырём стипендиям в нашем уважаемом университете.

Сборник и вправду оказался сокровищем, 10 фильмов Ёж смотрел неспеша, почти целый год. Впрочем, посмотреть их сразу, как какой-то увлекательный сериал, было бы невозможно.

Первым потрясением были "Шёпоты и крики". Это когда в кино удаётся увидеть больше, чем кино. Драма о четырёх дамах в старомодно обставленных комнатах. "Шёпоты и крики" стал для меня фильмом о том, что жизнь - это тоска по прошлому, в которой изредка случаются счастливые моменты. После была "Осенняя соната" с знаменитой однофамилицей режиссёра - Ингрид Бергман. "Осенняя соната" - драма о дочери и матери, о вроде бы устоявшейся, незыблемой связи поколений, наследственности. "Не всё так просто," - будто бы говорит Бергман, извлекая суть из обложки показного благополучия. Затем, шведский режиссёр удивил Ежа постановкой оперы. Те, кто видел экранизированные оперы, знают, что сделать из музыкального шедевра ещё и хорошее кино - задача крайне сложная. Немало произведений были, откровенно говоря, испорчены всяческими режиссёрскими концепциями, как, к примеру, постановка "Аиды" Верди 1953 года с Софи Лорен, где киношники лёгким движением монтажных ножниц выбросили добрую половину музыки. Об этом возмутительном произведении обстоятельно написала глубокоуважаемая bruenn-gilda в рассуждении о нескольких киноверсиях прославленной оперы.

Печальным примером так же является кинопостановка "Дон Жуана" Моцарта, которая была создана в 1979 году. Прекрасных исполнителей полностью затмевает режиссёр. Режиссёр сошёл с ума от того, что опера вырвалась за рамки сценического пространства, вследствие сего герои бродят во всех возможных направлениях в окружении безвкусных экс- и интерьеров, беспомощно пытаясь стать зрелищным дополнением к музыке. Апофеозом стало почти двухминутное (!) шествие несчастной Донны Эльвиры на неподвижную камеру из глубины длинного полутёмного коридора а Ёж спорил сам с собой: когда она наконец-то дойдёт, будет ли совпадать со звуком артикуляция. Виноват, конечно, Моцарт, ибо оперы его местами отягощены осложнены деепричастными оборотами длиннотами, да так, что один и тот же текст исполнители повторяют дважды, а режиссёру ничего не оставалось, как найти и во всей красе показать скучные места там, где их и в помине нет у гениального композитора. Но, позвольте, кто дал экранизировать Моцарта этому англоязычному американцу Джозефу Лоузи?

Бергман виртуозно решает все проблемы, после его "Волшебной флейты" невозможно не любить Моцарта и его оперу, ибо на экране воссоздана настоящая сказка: наивная, страшная, смешная, но неизменно искренняя, где в антракте за кулисами курит Царица ночи и пьёт кефир прогуливается Дракон.

И, наконец, для последнего настоящего зимнего вечера дома, что может быть лучше, чем волшебный "Фанни и Александр"? Этот фильм по каким-то причинам не вошёл в тот огромный сборник, что я купил в далёком 2007 году. И, знаете ли, я ещё раз убедился, что каждому фильму своё время: прекраснейшие актёры, уютные и тёплые картины празднования Рождества 1907 года в большом семействе. Фильм, как грусть по классическим сюжетам, по тому ушедшему прошлому, в котором не было двусмысленностей. После Бергман напишет об этой своей работе: "Наконец-то мне захотелось отобразить радость, которая, несмотря ни на что, живёт во мне, и которой я так редко и осторожно даю волю в своей работе. Показать энергию, жизнеспособность, доброту". И правда, в "Фанни и Александре" всё светится неподдельной внутренней добротой - трёхчасовой восторг детства, в центре которого одна из самых потрясающих кинематографических бабушек - Гунн Вольгрен (Gunn Wållgren), которую Ёж просто не мог не показать Вам на фотографии ниже, нагло украденной отсюда.



При всём своём удивительном киноощущении, Ингмар Бергман неизменно остаётся театралом: из перечисленных выше, и "Волшебная флейта", и "Фанни и Александр" неразрывно связаны со сценой, с чудом преображения, атмосферой живого актёрского искусства. Никому из кинорежиссёров не удавалось так выразить душу театра. А стоит ли писать о том, как совпал мой образ мерзкого городишки с образом епископа Эдварда - главного отрицательного персонажа "Фанни и Александра", злобного святоши, который думает, что люди его любят и обожают? А как Ёж обрадовался, когда узнал, что посмотрел урезанную киноверсию фильма, и существует пятисерийный телефильм! Что ж, с таким кино легче отправляться назад, к этим мерзостным "югам".

Это, конечно, слишком грустная запись для воскресенья, но другую я написать уже не успею. За сим откланиваюсь и собираюсь в путь.

Ёж

Задумчиво подпиливая иголки..., автобиографическое, опера, зима, детство, кино, книги, Ёж в восхищении, Севастополь, Ёжик митингует, музыка, театр

Previous post Next post
Up