Эта запись началась после того, как ваш покорный слуга побывал в Киеве 13-15 декабря прошлого года. Впечатления тех и предшествующих им дней послужили основой для Ёжикорассказа, но из-за
некоторых технических недоразумений Ёж не смог опубликовать текст сразу, и даже надеялся, что в новом году он потеряет всякую злободневность, после чего его спокойно можно будет отправить в корзину.
Но сегодня, когда страницы мировой прессы по-прежнему полнятся трагическими картинами из нашей столицы, когда некоторые мои товарищи в социальных сетях вешают какую-то потустороннюю околохудожественную самодеятельность, Ёж решил, что обо всём этом всё-таки стоит написать.
* * *
На Майдане пахнет дымом - люди греются у костров. Смежные с Майданом улицы перекрыты баррикадами из гор снега, досок, покрышек и разнообразного хлама. В узких проходах стоят мужчины, следящие за порядком и, в частности, за соблюдением сухого закона. Когда поток людей увеличивается, дежурные берутся за руки и разделяют живой цепью тех, кто входит, и тех, кто выходит. Постоянно на бывшей площади Октябрьской революции находятся лишь те, кого вмещает относительно небольшой палаточный городок, но настоящая массовость достигается за счёт идущих туда по вечерам и в выходные дни.
Некоторые киевляне всюду носят на плечах украинские флаги, ленточки с трезубцем князя Владимира, окружённым европейскими звёздами. В метро, на стенах, на одежде встречаются наклейки небольшого формата на украинском языке: "Я здесь не за деньги", "Это не за Европу, это за ГАИ без взяток", "Не злой Майдан", "Майданём Януковича", "Это не за Европу, это за дороги без ям", "Выходи на Майдан" и так далее. Фасад немецкого посольства украшен полотном с надписью "[Мы] сильнее вместе". Газета "Украинская правда" изменила своё название на "Европейская правда". Собственно, Ёж останавливался в квартире, над балконом которой развевается флаг Европы.
В кафе и ресторанах вокруг Майдана можно бесплатно получить чай или кофе.
Майдан скандирует "Банду геть!", поёт гимн Украины и сочинённый кем-то текст "Витя, чао!" на мотив народной итальянской песни военных лет. Ранее киевляне пели гимн в метро, как, впрочем, пел "Червону руту" и народ, расходившийся после матча "Евро 2012". Вечером собравшиеся включают фонарики в мобильных телефонах, и Майдан покрывают огни.
На небольшой и очень просто оборудованной сцене Майдана висит портрет Тараса Шевченко. На сцене постоянная культурная программа, а время от времени появляются лидеры оппозиции: хирург и юрист пан Тягныбок, который давит на народ своими железными, не терпящими возражений интонациями; юрист пан Яценюк, которого всем почему-то трудно воспринимать всерьёз; боксёр пан Кличко, который у многих (даже в Севастополе) вызывает симпатии, прежде всего, благодаря своему отчасти патриархальному, а отчасти по-европейски глянцевитому образу. Пан Тягныбок неизменно начинает свои выступления с девиза ОУН-УПА "Слава Україні - героям слава!"; нынешний министр образования Дмитрий Табачник назвал этот девиз фашистским лозунгом.
В то же время 14 декабря начался Антимайдан, который собрался в Мариинском парке, неподалёку от здания Верховной Рады. Для тех, кто не знаком с географией Киева, пожалуй, стоит уточнить, что Майдан Незалежности и Мариинский парк расположены на расстоянии примерно одного километра друг от друга: чтобы переместиться из одного пункта в другой, можно двигаться по Крещатику, а затем по улице Грушевского или же пройтись по улице Институтской и улице Шелковичной. На Антимайдан люди приезжали на автобусах, которые останавливались возле Киево-Печерской лавры. Вследствие этого от Мариинского парка до Лавры целый день толпой шёл народ, а перед станцией метро "Арсенальная", на площади, заставленной будками и павильонами, время от времени возникала давка.
Символами Антимайдана были голубые флаги Партии регионов и таблички с наименованиями населённых пунктов и районов. Девиз - "Сохраним Украину".
Между Мариинским парком и Майданом Незалежности все улицы были перегорожены грузовиками и автобусами, рядом с которыми плотно стояли служащие спецподразделения в чёрной форме, в шлемах и с металлическими щитами. Через кордоны пропускали одиночных пешеходов, но задерживали большие группы людей.
* * *
Крымская газета "Республика" предполагает, что на Майдане
распиливают и жгут киевские каштаны. Газета "Левый берег" в статье
"Антимайдан за бюджетный счёт" пишет, что палатки в Мариинском парке "очень похожи на оперативные шатры МинЧС и Минобороны". Один из авторов еженедельника "2000"
пишет о "варварах", которые "за время своего таборного стояния многое успели. Оккупировали центральную часть Киева и превратили её в помойку". "Украинская правда"
цитирует выступление премьер-министра Азарова перед людьми из регионов на Антимайдане: "Оппозиционные лидеры рассказывают сказки о том, что мы подпишем Соглашение и завтра будем без виз ездить в Европу. Ничего подобного. Мы должны еще узаконить однополые браки, принять закон о равенстве сексуальных меньшинств". "Слава Севастополя"
цитирует "курьёзное" открытое письмо местного депутата Смольянинова президенту России: "Обращаемся к Вам и просим оказать военную и иную помощь братскому народу, правительству и президенту Украины для защиты суверенитета страны, русского населения Крыма и других регионов Украины".
Информационное агентство "УНИАН" пишет: "Бойцы "Беркута" после разгона Евромайдана догоняли и били людей далеко за пределами Майдана Незалежности".
И прилагает видеозапись с камер наблюдения. "ТСН" сообщает, что в Крыму
"жестоко изуродовали" автомобиль активиста Евромайдана: "В автомобиле, припаркованном под домом, кто-то разбил стекло, порезал колеса, а также чем-то повредил кузов < … > Владелец авто убежден, что это следы от выстрелов".
Газета "Донецкие новости" сообщает:
"На евромайдане неонацисты избили левых активистов". И немного позже: "…на крыше торгового центра "Глобус" у гостиницы "Украина", располагающегося рядом с Майданом Незалежности, скончался пожилой человек". И добавляет: "В Партии регионов ранее заявляли, что у них есть информация о том, что на Майдан могут намеренно подкидывать трупы людей". Заголовок этой новости:
"На Майдане нашли предсказанный труп".
* * *
После неподписания Соглашения об ассоциации с ЕС, на митинг вышла оппозиция. Городские власти запретили митинг. Позже было объявлено, что главную площадь страны нужно готовить к новогодним праздникам: установить ёлку и залить каток. Протестующие остались на том же месте. Ночью "Беркут" - спецподразделение МВД Украины - попытался вытеснить протестующих. Как результат - несколько сотен пострадавших с обеих сторон.
Телеканалы страны показывали съёмки того, как "Беркут" избивает дубинками безоружных. В свою очередь, кто-то из "Беркута" пишет, что демонстранты бросали в войска как минимум зажигательную смесь, а руководство спецподразделения до последнего всячески старалось самоустраниться от каких-либо команд и от ответственности. Разумеется, у всех есть не подлежащие сомнению фото- и видеодоказательства.
После столкновения и жертв, интернет облетела фотография стоящей на Михайловской площади девочки с плакатом, где было по-русски написано "Подавись своей ёлкой". Майдан стал массовым, туда пошли возмущённые и сочувствующие. Вследствие попытки вытеснения или разгона появились баррикады, и случился штурм здания Киевского городского совета. Но даже 14 декабря, когда ваш покорный слуга там был, в полной мере ощущалось, что у Майдана нет генеральной линии и это стихийный протест.
Правительство не находит ничего лучшего, чем осуждать протестующих, объявлять, что все зачинщики будут наказаны, что блокирование государственных органов - уголовное преступление, а власть действует исключительно в интересах Украины.
Майданом это оценивается как то, что банда у власти защищается законами.
* * *
Ёж ехал в Киев не на Майдан, и при всех существующих обстоятельствах что-то говорить о Майдане чрезвычайно тяжело. Безусловно, такой невероятной всеобщей истерики, какую вызывали события 2004 года, уже не происходит. В знаменитой Помаранчевой революции в итоге разочаровались все её сторонники, однако это никоим образом не сгладило раскол страны. Нынче кое-кто снова вспоминает свои старые разговоры о разделе Украины на два субъекта федерации, будто подобный шаг естественным образом избавит страну от неразрешимых противоречий между гордым и национально сознательным Западом да индустриальным Востоком.
Что касается Соглашения об ассоциации с ЕС или вступления в Таможенный Союз, то об этом замечательно пишет уважаемая
valya-15, которая
вполне убедительно показывает, что в отношении внешней политики это, прежде всего, игра Российской Федерации с Европейским Союзом, где Украина исполняет роль площадки. В том же духе ещё 1 ноября прошлого года рассуждает о безработице в стране журналист газеты "Левый берег", который
подводит итог: "… любой интеграционный выбор, приведёт к по крайней мере временному росту безработицы в Украине в той или иной сфере".
Ёжикоматушка обвинила уехавшего в столицу Ежа в авантюризме, и строго-настрого запретила ходить на Майдан, попутно посоветовав сходить в Лавру. Трудно сказать, было ли это хорошим советом, но Ежу было по-настоящему не по себе, когда он дважды побывал в толпе сторонников Партии регионов и угодил в давку возле метро "Арсенальная".
* * *
В 2011 году в Киеве вышел роман украинской писательницы-шестидесятницы Лины Костенко "Записки українського самашедшого". "Записки", которые по большому счёту есть за что покритиковать в художественном отношении, представляют собой охватывающий 2000-2004 годы дневник киевлянина, участника Студенческой революции на граните, имевшую место быть в октябре 1990 года. Тогда руководству УССР пришлось удовлетворить некоторые требования объявивших голодовку студентов. К слову, помянутый выше пан Тягныбок принимал участие в тогдашних событиях.
Безымянный герой романа - программист из интеллигентной семьи - живёт в информационном пространстве, с которым постоянно пытается смириться. На страницах газет перед ним катастрофы, войны, эпидемии, теракты, научные открытия, факты из жизни знаменитостей и политические баталии. Он тщательно ведёт хронику, рассуждает о наступающем Миллениуме, о судьбах мира и об Украине, где под большим куполом лучшие представители отечественной демократии неустанно заботятся о народе:
"Хоча навіщо про нього дбати? Він поганий. Він увесь вік стояв на колінах, він спить, у нього препаскудний менталітет, у нього жахлива історія, яку не можна читати без брому, у нього продажна інтелігенція, у нього немає еліти, він роздав своїх геніїв у сусідні культури, а сам сидить яко наг, яко благ, неконкурентоспроможний"
"Хотя зачем о нём заботиться? Он отвратительный. Он всё время стоял на коленях, он спит, у него прескверный менталитет, у него страшная история, которую нельзя читать без брома, у него продажная интеллигенция, у него нет элиты, он раздал своих гениев в соседние культуры, а сам сидит яко наг, яко благ, неконкурентоспособный"
Жена главного героя в затухающем институте пишет диссертацию о творчестве Гоголя - Гоголь, украинский гений и русский писатель, становится эфемерным персонажем романа, непредсказуемо проявляясь повсюду, даже в собачке загадочной профессорской вдовы с верхнего этажа.
Возникший в самом начале книги Dies Irae из Реквиема Верди - в 2001 году было сто лет со дня смерти композитора, - впоследствии выливается в мысль: "якщо українці ще здатні на День гніву, то Україна буде" ("если украинцы ещё способны на День гнева, Украине быть"). День гнева неизбежно наступает в конце 2004 года: роман оканчивается кульминацией Помаранчевой революции, которая неожиданно объединяет погрязших в мирских разборках и заботах героев.
Безымянный киевлянин, кажется, убеждается, что нация всё-таки родилась заново и Украине быть. Читатели книги в 2011 году прекрасно представляли, чем это всё закончилось.
* * *
После первых столкновений в Киеве украинский музыкант Святослав Вакарчук на сайте своей группы "Океан Эльзы" опубликовал "Обращение к молодым людям" (
по-русски и
по-украински). Он обращается к "приблизительным ровесникам нашей Независимости", не рассчитывая на понимание со стороны старшего поколения:
"Не Ваше покоління стало солдатами у цьому абсурдному протистоянні. Генерали від політики зробили "гарматним м'ясом" покоління ваших батьків і дідів. Розділяючи і володарюючи відповідно до відомого принципу.
Українська чи російська? УПА чи Червона армія? Голодомор? Тепер черга нової теми: ЄС - Митний союз?"
"Не Ваше поколение стало солдатами в этом абсурдном противостоянии. Генералы от политики сделали "пушечным мясом" поколение Ваших родителей и дедов. Разделяя и властвуя, согласно с известным принципом.
Украинский [язык] или русский [язык]? УПА или Красная армия? Голодомор? Теперь очередь новой темы: ЕС или Таможенный союз?"
В начале 2013 года вышел новый альбом группы. Альбом получил название "Земля", а после концертного тура в интернете появился специально созданный ролик, состоящий из съёмок выступлений "Океана Эльзы" во Львове (стадион "Арена Львов") и в Донецке (дворец спорта "Дружба"). За кадром звучит вторая композиция "Земли", начинающаяся словами:
Де ми з тобою будем __ Где мы с тобой будем
Коли закінчиться їхня війна __ Когда закончится их война
Чи вистачить нам сили __ Хватит ли нам сил
Зробити так щоби впала стіна __ Сделать так чтобы пала стена
Впала між нами стіна __ Пала между нами стена
* * *
На днях в невинном севастопольском разговоре о погоде и надвигающихся на всё, что севернее Крымского полуострова, двадцатиградусных морозах одна ежиная знакомая в конце присовокупила: "…а эти придурки всё там стоят. За Европу".
В самом начале Евромайдана Ёж уже
писал о крайностях, присущих, как Востоку с Крымом, так и Западу, а нынче, пожалуй, попытаетсясь отметить кое-что об Украине в начале ХХІ столетия. Об Украине, где Запад иногда самыми безумными способами пытается поддерживать и продвигать национальную идею. Об Украине, где Восток знает, что "Россия - великая страна", и представляет себя смиренными тружениками, кормящими всех украинцев. Украине, где есть курортный Крым, в котором кое-кто удивляется, что в Донецке говорят по-русски, а не по-украински.
Сюда хорошо впишутся цифры. Среднемесячная зарплата в гривнах по областям и городам центрального подчинения в ноябре 2013 года: Киев - 4957 (Киевская область - 3330); Донецкая область - 3723; Севастополь - 3043 (Крым - 2824); Львовская область - 2766.
Ежели верить Государственной службе статистики, между Львовом и Донецком "стена" в размере одной тысячи гривен. Тех самых гривен, которые в Крыму и на Востоке в разговорной речи по привычке называют рублями.
Сюда хорошо впишется замечательный старичок с тростью, который со ссылками на действующее законодательство терпеливо и продолжительно разъяснял доросшему до избирательного права Ежу, почему за полтора дня до выборов уже никого нельзя внести в списки избирателей. Рядом со старичком здесь будет очень решительная, но довольно доброжелательная дама, чем-то напоминающая советскую деловую женщину из фильма "Москва слезам не верит". С доброжелательной дамой Ёж когда-то каждый рабочий день здоровался, ибо дневал в соседнем помещении. Старичок - судья, которого уже много месяцев судят за взятку; дама - начальница одного коммунального предприятия, на которую нынче заведено три уголовных дела.
Я уже пытался убедить себя, что никто никогда не будет причастен к похожему положению, что никто не будет замешан в судебном процессе, где может выиграть лишь сторона, заплатившая больше (а взятки в украинских судах измеряются тысячами условных единиц), и я предложил бы задуматься о моменте, когда нищета от отсутствия денег переходит в нищету, так сказать, духовную. В хроническую духовную нищету. Слово честность уж изрядно потрёпано, и я позволю себе сказать по-другому: у каждого ли на их месте хватит благородства? Я мог бы спросить, почему так происходит, но это, пожалуй, слишком сложный вопрос.
Ещё сюда хорошо впишутся обитатели дома престарелых, которые вяло взбунтовались, отказавшись употреблять продукты, поставляемые одним чудесным производителем, когда в пределах досягаемости имеется другой чудесный производитель, делающий аналогичные продукты, но гораздо более терпимого качества. У каждого из обозначенных производителей, разумеется, есть высокие покровители, уже давно и очень чётко поделившие рынок, и всё сие предпринимательство повязано вполне законными договорами, а бюджетные деньги уж распределены и баснословные наценки уж в кошельках у хороших людей.
Я уже пытался убедить себя, что никто никогда не будет причастен к похожему положению, но я предложил бы задуматься и представить, каким образом можно решить такую проблему снизу? А ещё, каким образом можно поступить, к примеру, с распределёнными избирателями, когда эти избиратели становятся жертвами сего распределения?
Если в брошюрке по охране труда значится, что работа электросварщика является психологически неблагополучной, то что можно сказать о физическом труде в замкнутых пространствах, на глубине сотен метров, где некую относительную степень безопасности обеспечивает ещё советское оборудование? Да, шахтёры не будут смиренно молчать, они будут выходить на забастовки, блокировать движение транспорта. Будучи de facto неквалифицированной рабочей силой, шахтёры своим адским трудом зарабатывают гораздо больше учителей, врачей, некоторых государственных служащих, а подземный стаж даёт существенную по украинским меркам прибавку к пенсии. Всё это в сопровождении милейших бесед о нерентабельности угольной отрасли, и в сопровождении рассказов о сотнях копанок (нелегальных шахт) на Донбассе.
Я уже пытался убедить себя, что никто никогда не будет поставлен перед вопросом: переехать ли ему жить на другой конец страны, и забыть ли о своём дипломе ради шахты да некоторого подобия материального благосостояния? Ещё мне хотелось бы спросить, как следует относиться к тому, что шахтёр из Донбасса считает бандеровцев фанатичными или продажными созданиями, которые ненавидят Россию, а зарабатывают на жизнь тем, что выносят горшки в Европе. А как следует относиться к тому, что мало какое современное произведение украинской словесности (из того раздела, что на злобу дня) не содержит насмешки над языком блатняка и попсы и недалёкими да феноменально косноязычными бандитами с Востока, которые ещё и рвутся ко власти, да наводят в государстве пенитенциарные порядки?
Обозначенная выше здоровая патриархальная атмосфера и жизненный уклад заботливо укрыты пуховым одеялом всеобщего и даже кое-где одобрительного равнодушия, ибо "Россия - великая страна". Но ежиная школьная учительница, когда Ёж её видел год назад, между делом спросила:
- Ну ты же, я надеюсь, отсюда уедешь?
И один из моих недавних попутчиков в поезде, мой ровесник, решил осчастливить ежиные уши ещё одной житейской мудростью: если тебе уже тридцать, и ты живёшь не в столице, значит ты - лох.
"У меня ещё есть время спокойно поспать на отшибе," - подумал Ёж, и, помнится, тогда в голове у него окончательно сложилась эта прекрасная, витающая во всём нашем отечественном дыму воздухе мысль: ежели вы хотите что-то зарабатывать, вам нужно жить в одном из городов-миллионников; если вы хотите что-то зарабатывать и иметь доступ к некоторому разнообразию благ, вам нужно жить в столице; если вы, не дай Боже, хотите жить хорошо, вам нужно уехать из этой страны.
В 1847 году Тарас Шевченко в Орской крепости пишет стихотворение "Сон". Несколько лет назад пламенные строки оттуда восхищали Ежа и служили настенным патриотическим воспитанием одного из донецких районных военкоматов:
Я так її, я так люблю __ Я так её, я так люблю
Мою Україну убогу, __ Мою Украину убогую,
Що проклену святого бога, __ Что прокляну святого бога,
За неї душу погублю! __ За неё душу погублю.
В 2005 году Мишель Уэльбек в рассуждении о проститутках из Беларуси, Украины и Румынии поминает ces pays absurdes issus de l’implosion du bloc de l’Est ("эти вздорные, нелепые страны родом из развалившегося Восточного блока").
И кажется, что за полтора столетия, разделяющие эти две фразы, совершенно ничего не случилось, что попытки строить государственность в ХХI веке - это бессмыслица, что украинская субтильна незалежність и украинская же подростковая неуравновешенность - это всё глупости, а недолугий етнос (непутёвый энтос) в самом деле никогда не станет нацией.
А, быть может, Украине, попавшей под почти все катки истории, просто не повезло с тем пиджачным сборищем под куполом, которое совсем не читало блистательного Бастиа (Frederic Bastiat). Быть может, стоит посоветовать им один простой и дешёвый способ, в соответствии с которым нужно взять Украину (1 шт.), разделить оную на 24 маленьких государства и одну автономную республику в составе самой себя, а затем могучей политической волей объединить это всё в наш, отечественный ядрёный и правильный Евросоюз с евроэдемом и нежно-розовым рюшем по периметру.
* * *
Украинской культуре никогда не шло величие, ибо величие - багряница империй, украинский пафос всегда был иного рода. В главной песне Евромайдана нет ни "Co nam obca przemoc wzięła, / Szablą odbierzemy" (польск. "Всё, что взято вражьей силой, / Саблею вернём"), ни даже "І вражою злою кров'ю / Волю окропіте" ("И вражьей злой кровью / Волю окропите" - строки из шевченковского стихотворения "Заповіт" - программного произведения в украинской школе; в автографе вместо воли ещё была земля).
Первая строка главной песни Евромайдана перекликается с началом процитированного выше "Марша Домбровского" - гимна двух польских восстаний (1830 и 1863 годов). В ранней рукописи Юзефа Выбицкого текст, который позднее зазвучит в сопровождении мазурки и получит имя Mazurek Dąbrowskiego, начинается словами: "Jeszcze Polska nie umarła" ("Ещё Польша не умерла").
Над песней Майдана не только уже давно посмеялось всё русскоязычное население бывшего СССР, эта песня возмущала и безымянного программиста Лины Костенко, и многочисленных граждан, которые нынче пытаются распространять и продвигать совсем другой текст, что, правда, совсем не помешало этому гимну стать песней надежды, надежды на то, что у нас обязательно получится, что всё можно изменить, а не молчаливо соглашаться с усугубляющимся мраком повседневности, в котором почему-то нет места счастью и улыбкам. А посему...
Будьмо!
Ще не вмерла України і слава, і воля, __ Ещё не умерла Украины ни слава, ни воля,
Ще нам, браття молодії, усміхнеться доля. __ Ещё нам, братья молодые, улыбнётся доля.
Згинуть наші воріженьки, як роса на сонці. __ Сгинут наши враги, как роса на сонце.
Запануєм і ми, браття, у своїй сторонці. __ Хозяевами будем и мы, братья, во своей сторонке.
Душу й тіло ми положим за нашу свободу, __ Душу и тело мы сложим за нашу свободу,
І покажем, що ми, браття, козацького роду. __ И покажем, что мы, братья, казацкого рода.