Feb 17, 2014 17:35
(Ещё один пост про синтезаторы, который я скорее для себя пишу, но и всем тоже можно почитать.)
Буквально на днях наткнулся в сети на очередной пример того, о чём писал ниже. Человек ведёт активную жизнь на Youtube, показывает всевозможные редкие синтезаторы, сам реставрирует, модифицирует, в общем, совершенно замечательный парень. Потом, увы, оказалось, что он и музыку пишет. Уже с описательного текста про "я писал это 5 лет и тут реально вот совсем каждый звук отточен до совершенства" всё было ясно. В итоге дюжина треков, все более менее в одном темпе, во всех многослойная медленно движущаяся подложка, мощные гулкие барабаны отбивают четыре четверти, время от времени идёт какое-нибудь совершенно неинтересное соло. Всё очень-очень одинаковое. Очень жалко стало человека, хотя он вроде сам творчеству радуется.
Суммируя, получается, что индустрия наваливается на собственно музыкальность аж с трёх сторон. Во-первых, инструменты массового производства, типа всяких Kronos'ов, предназначены для продюсеров (sic!), то бишь "нажал две кнопки - получил готовые барабаны и бас", в буквальном смысле. Ещё бы оно так не работало - когда над песней работает коллектив из 10 человек, решающий, насколько то-то и то-то будет коммерчески успешно, только такие инструменты и нужны. Чтобы свежие идеи быстро и сразу, щёлк-щёлк. Года через два это перестанет работать, но к тому времени подоспеет ещё один инструмент того же типа, и всё будет в ажуре. (Правда, я думал, что сейчас такую музыку все давно на компьютерах делают. Но вот, оказывается, нет.) А если продюсеру вдруг приспичит выйти на сцену и что-нибудь сыграть - не беда, благо, клавиатура есть, звуки готовые есть, да и Моцарта от него никто не ждёт, сыграет что-нибудь, и достаточно.
"Настоящие музыканты" (tm) это дело, понятно, презирают. Для них несколько меньшими партиями производятся "настоящие" инструменты, типа недавней копии Korg MS-20, или Teenage Engineering OP-1, и прочие интересные штуки. Тут наступает другая проблема, о которой я уже написал и пост, и первый абзац этого поста - бешеные возможности синтеза привлекают в первую очередь людей, которые особой музыкальностью не обладают, но готовы часами оттачивать сложнейшие soundscapes. Пусть даже и в куске элементарного баса. Более того, это не только со стороны пользователей, но и со стороны разработчиков такое наблюдается - поэтому такие инструменты редко располагают хорошими клавиатурами, на них редко можно по-настоящему играть, контролировать свою игру, и т.д. Тут, стало быть, тоже швах.
И, наконец, третья сторона - это героические люди, которые отчаянно стараются преодолеть кошмарные барьеры субтрактивного синтеза, предлагающие иные модели. От перепаянных игрушечных синтезаторов до разработки уникальных вещей вроде Swarmatron'а, на котором нужно заново учиться играть и думать. Играть на всех этих штуках сложно, не всегда возможно предсказать результаты того, что нажмёшь что-то, и главная проблема здесь в том, что всех всё устраивает. Потому что понятие "музыка" нынче очень широкое. Многие нажмут две кнопки, запишут результат, и на этом всё закончится. Причём половина будет при этом честно думать, что они всё делают правильно. И их даже можно будет понять, потому что как же, эстетика импровизации, спонтанность, век массового производства, и т.п.
В общем, откуда ни посмотри, грустная история с синтезаторами. Вангелисовские жалобы на то, что Боб Муг угробил надежды на альтернативную эволюцию инструментов с нормальными клавиатурами - это только вершина айсберга. А я когда-то думал, что это весь айсберг и есть.
современная музыка,
наблюдения,
электронная музыка