(no subject)

Oct 11, 2011 17:56

Последние пару дней на уме почему-то был Пеетер Корнэ, которого я не слушал уже очень, очень давно; сегодня опять о нём вспомнил и добрался-таки до записей. Заслушанного когда-то до дыр van Doeselaar'а больше не хотелось, поэтому выбор был из Коопмана, который начинал Salve Regina с многообещающих (в плохом смысле слова, разумеется. Sapienti sat) трелей на десятки секунд, и Слюйса, который играл с громкой, звенящей регистровкой. Такой звук я и в обычном-то состоянии не люблю, а тут у меня с утра 37, и ощущение было такое, что Слюйс нажимает не на клавиши, а непосредственно на мой несчастный мозг.

Пришлось слушать Коопмана. Как ни странно, после вброса суточной дозы орнаментов за первые три такта, он, видимо, посчитал свою миссию в этом плане выполненной, и дальше играл очень хорошо и без эксцессов. Теперь я ещё больше восхищаюсь Корнэ, чем раньше. Как бы я хотел уметь писать такой контрапункт! В первых частях Salve Regina берётся обычная форма фуги на начальную мелодию гимна, но мелодические линии разрываются и соединяются вновь, долгие длительности пропадают и появляются заново, ровный ритм сменяется синкопированным и меняется обратно на ровный... Обычные средства динамики движения - типа плавного перехода к более быстрому движению с терцовым дублированием, резких вставок быстрых пассажей в промежуточных каденциях, и т.п. - используются не стандартным образом и не в стандартных ситуациях, а как фактурные краски - усилить эффект здесь, обнажить аффект там - и самое поразительное при этом, это что никогда подобные вещи не воспринимаются как заплатки, стоящие не на месте. Всё выписано так ровно, что в какой-то момент наступает эйфория и думаешь, что вот, мол, новый род контрапункта. Никто не знает, что по всему этому поводу думали современники, но первооткрыватели 20-го века посчитали бесформенным авангардом, хи-хи.



При всём при том тут ещё и тема в одновременном проведении с инверсией в конце, пущей виртуозности ради. Хотя, конечно, в плане полифонических штучек нужно фантазии смотреть, просто мне всегда неохота, очень они огромные. А Salve Regina из маленьких штук состоит, да. А ещё я немножко почитал про Корнэ и влиявших на него вёрджиналистов, и узнал, что у Булла есть всем - кроме меня, разумеется - известная фантазия в популярном стиле "глядите, что я могу сделать с обычной гаммой". Точнее, у него их три, но я узнал про ту, которая насквозь хроматическая, и проводит пресловутое "до ре ми фа соль ля си" по аж всем 12 возможным транспозициям, причем не в каком-то там порядке, а G, A, B, Db, Eb, F, а потом Ab, Bb, C, D, E, F#, и пять раз на G, чтобы сделать вид, что ничего такого не произошло. Никто точно не знает, на чём он это играл, и как оно было настроено, но феномен знатный. Разумеется, записей я не нашёл, Булла вообще раз в сто лет записывают. Вот, если кому не жалко уши, известный композитор из Чикаго, интересующийся альтернативными вариантами настройки всего подряд, сделал мидиобразное прочтение пресловутой фантазии:

http://www.akjmusic.com/works.html

Самая последняя ссылка на странице. Предупреждаю, клавесин ненастоящий, качество плохое, темп жутко быстрый и, разумеется, никаких там тебе ньюансов с ним. Или вообще. Короче, смотрите партитуру, кому интересно - http://imslp.org/wiki/Fitzwilliam_Virginal_Book_%28Tregian,_Francis_%28the_Younger%29%29 - первый том, страница 183. Кто читать партитуры не умеет, тому не повезло.

старинная музыка

Previous post Next post
Up