Переслушиваю сейчас выборочно один из самых любимых своих дисков с народной музыкой - сборник флейтовой музыки из береговой провинции Маданг в Папуа - Новой Гвинее. Вот такие, например, вещи:
http://www.sendspace.com/file/0a92ebМне кажется, это одна из самых интересных записей народной музыки вообще; я вроде бы даже не одинок, потому что в сети мне встречались отзывы музыковедов и антропологов, которых на выбор профессии вдохновила в том числе эта музыка. Традиции, здесь представленные, знамениты асинхронностью, которую обычно в народной (и прочей, честно говоря) музыке найти крайне сложно. Социальный контекст обычный - инструменты создаются втайне от женщин и никогда им не показываются, а во время исполнения женщинам (которые музыкантов не видят) сообщается, что звучат голоса духов. Да и для самих исполнителей, как и во многих народных традициях - например, африканской маскарадной, в которой человек в маске становится в прямом смысле не собой - звуки инструментов во время исполнения музыки являются голосами духов.
К сожалению, всё это богатство теперь довольно редкая штука. Как обычно, постарались миссионеры (сначала) и белые люди вообще (чуть погодя). А выложенная выше запись вообще была сделана на острове Манам, что близ побережья Маданга, население которого в 2004 году полностью эвакуировали и расселили по Папуа - Новой Гвинее в связи с очередным извержением тамошнего вулкана. Играют здесь на "флейтах" waudang, которые представляют собой духовые инструменты, способные на крайне ограниченную звуковысотность, и garamut'ах - это такой род щелевого барабана (полое бревно с щелью, см.
тут). Waudang'и представляют собой разновидность очень распространённого варианта духового инструмента. В Папуа - Новой Гвинее часто делают инструменты из кусков бамбука, больших ракушек, орехов, и т.д. - инструменты получаются совсем не гибкие, но зато каждый со своим неповторимым звуком. Духовые инструменты такого рода играют, как можно слышать, сравнительно синхронно, отвечая один другому; они могут образовывать пары "мужского" и "женского" инструментов. Более привычные нам флейты тоже встречаются, но не используются для священных церемоний.
--
А ещё тут во френдленте был пост про сложный кусочек из Листа, и мне это напомнило про ещё одну нежно любимую запись: Алоис Контарски играет десятый клавьерштюк Штокхаузена.
http://www.youtube.com/watch?v=1v7YYvPSYzw (и далее там по ссылкам ещё две части)
Гениальная музыка, гениальное исполнение. Ну да, махровый авангард, многим не по душе придётся, но не восхищаться пианистическим аппаратом Контарского, мне кажется, невозможно.
--
И ещё я теги проставил, наконец-то, по всему журналу. Если что.