Три встречи с призраком

Oct 01, 2015 13:43


Первое лицо призрака из потусторонней песни проявилось в холодной декабрьской ночи, в плохо отапливаемой квартире, благодаря маленькому ноутбуку, совершившему главное чудо за все три года функционирования и ожившему на целых пять минут. Я настолько неловко колотил по клавиатуре окоченевшими пальцами, что логины и пароли приходилось перенабирать по три раза. Вот и эту песню я не собирался включать, однако же щёлкнул случайно по иконке проигрывателя, и с первыми аккордами в комнате всё изменилось. Мы с ноутбуком перешли в новый режим сосуществования - он излучал невероятное живое тепло из своих несовершенных динамиков, а я сидел полностью ошарашенный, понимая каждый звук, издаваемый моим верным другом. В потусторонней песне обнаружилось абсолютное всё, которое в эту удивительную ночь транслировалось без помех на принимающей территории. Невозможная Вселенная, заполненная до внезапно обнаруженных краёв.

В этой Вселенной возникали странные люди: мельком когда-то встреченные, кое с кем и вовсе словом не обмолвились, а вот поди ж ты - иногда как поймаешь себя на безграничной любви к человеческому существу, написавшему где-то на просторах живой сети десяток разумных строчек, так хоть стой, хоть падай. Такая глупость - сидишь в три часа ночи перед экраном, раскрывшись до такой степени, что сквозняк сейчас надует прямиком в лёгкие, и доверяешь чёрт знает каким незнакомцам. Потом оглядываешься на близких людей - в живом ноутбуке они всегда с тобой - и задумываешься, о ком из них ты всё ещё мечтаешь как о друге. Выдаёшь музыкальные инструменты: мощную бас-гитару, красивую виолончель, печальный контрабас или радостную укулеле - в общем, кому что подойдёт, и пусть теперь каждый сыграет по одному маленькому, но такому важному фрагменту.

Потусторонняя песня длится пять минут, на всех друзей мечты едва хватает времени, и отчаянно важно никого не забыть - потом, в мире неживых ноутбуков, будешь мучиться угрызениями совести, что перед кем-то захлопнулась дверь в твой маленький оркестрик надежды, просто по нелепому беспамятству. В такой-то момент! Бестолковые списки френдов на страничках ожившего браузера сегодня такие красивые и полезные, по ним рассылаешь приглашения и передаёшь важнейшие в своей жизни инструкции - кто и в какой момент включается в общую музыку.

Когда песня заканчивается, ноутбук перестаёт жить, и я остаюсь один. Сижу по инерции ещё час, второй. Становится уже совсем холодно. Медленно, но неотвратимо включается разум. Скрыться под одеялом, чтобы греться собственным теплом - другого в комнате нет - единственное возможное решение. Закрывая глаза и проваливаясь в сон, я едва успеваю разглядеть загадочное лицо призрака из потусторонней песни, уже почти растворившееся в моей всепобеждающей внутренней пустоте.

С утра включаю ту же технику, просматриваю те же страницы. Знакомые юзернеймы спорят о каких-то безумных идеях, ленятся думать и даже не пытаются услышать своих собеседников - только и думаешь, как они умудрились вчера сыграть? Между прочим, целых пять секунд каждый. И ведь никто не сфальшивил. Ладно, с детства же учили: не бывает только чёрных и белых тонов. Потом потихоньку сам понял, что это значило на самом деле: нет на свете никого однозначно живого или однозначно мёртвого. Даже мою новую любимую песню вчера исполняли частичные мертвецы. Но важно, что я вчера слушал беспрецедентно живыми ушами. И как было бы хорошо ещё хотя бы однажды настолько проснуться.

***

Второе лицо призрака из потусторонней песни вырастает из ненависти. Двое ожиревших полицейских в переходе метро мучают мальчишку с собакой, вытряхивая деньги за несанкционированное размещение крохотного пекинеса в общественном пространстве. Город заглох в духоте и тесноте, и сегодня каждая вшивая мелочь на счету. Мальчику нечем расплатиться, а собачке и подавно. Но выписывать штраф квитанцией стражи порядка не согласны: это не позволит им ожиреть ещё больше. Словом, конфликт приобретает серьёзный масштаб. Вокруг испуганных правонарушителей потихоньку образуется целая толпа. Безликие мужчины и женщины прикрываются общественными интересами, чтобы слить накопившуюся злобу и почувствовать себя хоть чуть-чуть при деле. Деловой джентльмен в костюме в пух и прах развеивает свой имидж, тратя драгоценные пять минут на втаптывание ребёнка в грязь. Мальчик пускается в слёзы. Пекинес выглядит предынфарктно. Можно не обращать внимания, пройти мимо - проблем и без того слишком много, чтобы счастливое разрешение этой ситуации что-то изменило, пусть даже в моём отношении к самому себе.

Но как привык жить сегодняшним моментом, так вот и стою за незнакомого мальчишку, потому что сейчас нет ничего важнее. Ужасающая сиюминутность жизненных устремлений не раз выходила мне боком, зато именно она оживляет рядом со мной неодушевлённые предметы. Как это случилось тогда с ноутбуком, так сейчас выходит с этими полицейскими. Пара минут словесного состязания, кто лучше знает внутренний распорядок метрополитена - и соперники ретируются, пытаясь сохранить красивую мину при бездарной игре. Остаётся только собравшаяся толпа - эти из принципиальных. Мальчик больше не способен ничего говорить, даже слова "спасибо". Он берёт пекинеса на руки и бросается прочь под раздосадованные возгласы неравнодушного населения, оставляя мне свою виртуальную эстафетную палочку изгоя. Возмущённое многоголосье принимается за разъяснения, что это из-за меня скоро весь город будет засран пекинесами. Я больше не спорю - теперь, когда защищать некого и в проявлении силы нет уже никакой пользы, я и сам готов пуститься в слёзы от избытка ненужных чувств, на радость чужому самолюбию.

Но есть и более проверенные способы поведения во враждебной обстановке. Вставляешь наушники - и больше никакие аргументы тебя не касаются. Громкая музыка из плеера перебивает всё на свете. Сегодня потусторонняя песня - снова гимн моей жизни. И вот уже второе лицо призрака проявляется на обратной стороне век, когда я выхожу из треклятого перехода и жмурюсь от обрушившихся на меня лучей солнца.

***

Третье лицо призрака из потусторонней песни догоняет меня в дороге. Идёт шестой час, как скоростной автобус перемещается из уже позабытой точки А в ещё не знакомую точку Б. За окном светает, попутчики видят десятый сон, и шторка у моего окна - единственная не задёрнутая на весь салон. Это в городском транспорте ловишь каждую минуту, чтобы вздремнуть, а в дальних рейсах не хочется ничего пропускать. Ночь в пути полна впечатлений. Длинные дороги - как раз то, что я всегда любил, и сейчас, наблюдая рассвет над бескрайними американскими полями, я чувствую, как вырывается наружу потаённая гордость перед собой. Едва ли это ощущение можно считать оправданным, но в текущем безвременье комфортно со всем компотом из собственных эмоций.

Песни в проигрывателе гоняю по второму разу, опять промахнулся с длиной бессонницы. В первый заход призрак ко мне не явился. Его поведение остаётся непредсказуемым. Это он выбирает момент для встречи со мной, а не наоборот. Неясные приступы меланхолии по покинутому пространству, в котором осталось несколько месяцев жизни, не заинтересовали призрака. Как и сотни других моментов, когда я прослушивал его песню. Но теперь я отвлёкся от ностальгии, и больше не занят чем-то конкретным. Образы из чужой музыки являются один за другим, и я чувствую, что в этот раз встреча скорее случится, чем нет. К счастью, функция шаффл в плеере не даёт подсказок насчёт конкретной минуты, и поэтому я не особо готовлюсь, разве что слегка причёсываю мысли с окончанием каждого следующего трека, и приказываю себе не зевать, потому что самое интересное ещё впереди.

Автобус въезжает в маленький незнакомый городок с европейским именем. В этом штате таких симпатичных и одинаковых с виду поселений бесчётное множество. На сидении спереди начинается шевеление: кто-то прямо сейчас выйдет в эту красоту. Проходит несколько минут, и очарование этого города становится сильнее привычного. Вглядываясь в его очертания сквозь утренний туман, я чувствую, будто здесь что-то не так. Слишком хорошо. В этом нехитром пространстве из десяти типовых провинциальных улиц мне нравится вообще всё, от старых кирпичных домов и строгого памятливого собора до недолговечных кафе со смешными зазывающими вывесками. В такие моменты любая ерунда, вроде улыбающейся кружки с шоколадом, выглядит произведением искусства.

Ещё немного наблюдений за чужой жизнью - скажем, открывшийся спозаранку книжный магазин, или выводок канадских гусей, оккупировавших речной берег, или удивительная красавица, с нежной улыбкой ожидающая кого-то у остановки - и мысли упрощаются до простого восклицания "Счастье есть!". Неважно, у кого и надолго ли. Сейчас достаточно тривиального доказательства существования. Автобус останавливается, незнакомец встаёт с переднего сидения и поворачивается лицом ко мне - и это и есть оно, третье лицо призрака из потусторонней песни. Сегодня он материализовался и ехал со мной всю дорогу. От такой встречи перебивает дыхание. И пока я собираюсь с мыслями, призрак вежливо кланяется, на секунду снимая с головы свою нелепую шляпу, и с довольной ухмылкой выходит в город. Автобус неспешно закрывает двери и трогается с места, и только тогда я замечаю, что потусторонняя песня как раз заканчивает играть в моём плеере. Когда она началась? Как я этого не заметил? И как я узнал третье лицо призрака, если первые два были другими? Опять этот подлец обвёл меня вокруг пальца и оставил совсем одного, взбудораженного и растрёпанного.

Остаётся только испустить дух. К счастью, на конечной остановке, в неизведанном пункте Б, добрые люди приведут меня в чувство, и я смогу надеяться на новую встречу.

рассказы

Previous post Next post
Up