«Мысль - есть самая великая, после любви, сила в мире»

Oct 14, 2011 14:13


Маленькая невзрачная девочка-аутист по имени Соня (ей 10,5 лет) не может сказать ни слова. Иногда произносит какое-то «Бе-бе-бе....», и все.

Автор: Типутя 26.9.2004, 11:23

А вот так пишет Соня.

Это её работы двухлетней давности в литературной студии летнего лагеря ДЭЦ «Наш Солнечный Мир». Соне тогда было 9 лет.Новые обещаю опубликовать чуть позже, согласие автора уже есть.

АФОРИЗМЫ

Кошка - символ уютной независимости.

Музей - консервы времени.

Мысль - самая мощная после любви сила в мире.

- то, что отличает мир от хаоса.

Птица - воплощённая мысль Бога о песне и полёте.

Смех - доктор для печальной души.

Стыд - огонь, выжигающий грех из души человека.

Ураган - сошедший с ума ветер.

Человечество - это все человеки вместе, если их рассматривать, как одного большого человека.

Эссе - эмоция, выраженная как мысль.

СТИХИ

Ты мне сказала в тишине
"Ты мой любимый заяц"-
И мир заполнился песней.
• • •

В ритме огня
есть очень странные паузы.
Они будоражат меня
И вместе с тем завораживают.

Вспоминается что-то древнее,
И уже - не я, а кто-то,
Кто жил когда-то, наверное,
И вышел раз из болота,

И увидел горящее дерево.
И Бог сказал ему: «Пользуйся!»
И он в этот глас так уверовал,
Что уже Человеком шёл по лесу...Сообщение с форума cirota.ru от 19.10.2004 19.10.2004 16:48 Юрий Михайлович (14990, православный христианин) Тема: #34224

Я хочу поделиться самым ярким впечатлением нашего с моим ребенком-аутистом пребывания в лагере реабилитации инвалидов детства (в него мы попали с помощью фонда форума, смотрите темы #30208 и #34220).

Это было впечатление от моего знакомства с некоторыми больными детьми-аутистами. В лагере я встретил детей, производящий впечатление идиотов (в буквальном смысле) - и вдруг такой ребенок обнаруживает наличие глубокого внутреннего мира.

Маленькая невзрачная девочка-аутист по имени Соня (ей 10,5 лет) не может сказать ни слова. Иногда произносит какое-то «Бе-бе-бе....», и все. И это не речевая проблема, а психологическая. Когда к ней обращаешься, впечатление, что она и не слышит и не слушает, да и не способна слушать. Она отключена. В быту беспомощна как полутора или двухлетний ребенок, не способна на самую простую ручную работу (полить из лейки цветы), и еще в прошлом году, как мне рассказали, часами монотонно ходила по двору по кругу, а еще раньше - также подолгу, часами кричала.

И вдруг оказывается (для меня это было буквально открытие), что за такой завесой у Сони глубокий внутренний мир и внутренняя речь. Хотя ее никто не учил читать и писать, она сама освоила. Пишет - если ее руки с тыльной стороны касается пальцем доверенный человек, например, мать. Это - моральная поддержка, необходимая, чтобы Соня писала.

Что же может писать больная десятилетняя девочка?

На литературном кружке требовалось давать афоризмы-определения различным понятиям. Например, было и такое задание: дать афоризмы-определения, что такое наука? И что такое душа? Соня ответила (написала): «Наука - система знаний, основанных на сомнении». Десятилетняя ли девочка, не способная говорить, почти идиот, дает этот ответ? Она написала также и о душе: «Душа - это такое пустое место в человеке, которое человек может заполнить Богом или сатаной». Кто из взрослых способен дать такой ответ?

Но Соня пишет и стихи. Опять же, если ей будут поддерживать руку. И смотреть во время написания она будет не на лист, а куда-то в обратную сторону, и говорить свое «бе-бе-бе...» Пишет она, например, такие строки:

«Люди разные, как звезды
Я люблю всех,
Сердце вмещает все звезды Вселенной»
Приведу еще одно ее стихотворение. В ней открывается ее внутренний мир:

"Мне страшно. Голова гудит
Там мечутся слова и просятся уйти.
«Пусти нас, Соня, в мир пусти!»
Но рот мой на замке,
А ключ к замку в мозгу -
И как его достать?
Ну помогите ж мне!
Я не хочу немой остаться,
Но страх засовом запер рот.
Слова рождаются, живут и чудеса творят
В мирах, что в голове я создаю... И вот
В конце концов и умирают. Чтоб им жить,
Их надо в мир, вовне пустить.
Но как? Скажите мне!
А вдруг их люди не поймут?
Сквозь рот мой проходя,
Изменятся слова, их мир не примет,
Оттолкнёт, а вместе с ними - и меня?
Как жить? Мне страшно. Голова гудит".
Это ли стихотворение десятилетней девочки, в поведении, скорее, двухлетней? Через переписку я беседовал с Соней (и хочу продолжить общение). Ее вопросы ко мне, прямые, которые может задать только ребенок, но совсем не детские, о моем внутреннем, сокрытом, требовали такого же прямого, без лукавства, ответа, очень трудного для нас, взрослых.

Это яркое впечатления, которым я хотел поделиться с участниками форума.


Впечатления Сергея Анатольевича Сошинского (01.02.2007)

Статья «Дети-инвалиды: социальные проблемы и неожиданные открытия» в журнале «Православие и Мир»

http://www.pravmir.ru/article_1895.html

[...] начну я с того, что расскажу стихотворение одной удивительной девочки-аутистки, никогда не жившей жизнью обычных детей, тяжелого ребенка-инвалида, всеми возможными комиссиями признанной таковой. В самом конце я еще раз вернусь к теме этой девочке. Когда-то у меня было яркое, глубокое впечатление от знакомства с нею, и до сих пор, если могу, этим впечатлением делюсь. Я и хочу поделиться им с здесь.

Жизнь таких детей рождает вопросы, касающиеся не только их самих, но и нас. Соне сейчас 13 лет, она не может говорить - по психологическим причинам. Но вот ее стихотворение:

«Что заставляет уходить в бессмертье
Мельчайшие частички бытия?
Их разделяют звезды и столетья,
И вместе с ними исчезаю я.

Но исчезая, во Вселенской книге
Я оставляю четкие черты.
И в каждом атоме, и в каждом миге
Меж мной и Вечностью наведены мосты».
Эта девочка-инвалид не может очень многого, даже почти ничего не может из того, что могут другие дети и взрослые. В то же время это стихотворение (которое, пожалуй, могло бы здесь быть и эпиграфом) показывает, что она может что-то, чего не можем мы. Может быть, она знает то, чего не знаем мы. И она имеет судьбу, как бы сложенную из другого материала, чем у большинства из нас.

[...]

С Соней я познакомился два с половиной года назад. Ей было тогда еще 10 лет. И это знакомство произвело на меня, как говорил в начале, глубокое впечатление.

Девочка - аутист, имеет статус инвалида, и совершенно беспомощна в жизни. На момент знакомства, например, она не была способна полить цветы из лейки, в которую уже налита вода. И не потому, что у нее что-то с руками, а потому, что она (по психологическим причинам) не могла совершать произвольные действия - действия, определяемые ее волей и сознанием. Одна нейропсихолог, работавшая в том же лагере реабилитации, и знавшая Соню уже не первый год, упорно не верила в возможности этой девочки, и характеризовала ее: девочка - имбицил. Имбицил - это гораздо хуже, чем дебил. Это глубже деформация, ниже интеллект. «Я никогда не поверю, - говорила нейропсихолог, - во все то, что приписывают Соне».

Соне приписывали многое - здесь и сейчас не буду перечислять. (Например, опыт клинической смерти в возрасте шести дней, еще в роддоме, который много позже, будто бы, она описала, и др.)

Я не знал, как относиться ко всему этому. Но со временем я убедился, что все, что Соне приписывают, справедливо. Я разговаривал с нею через письмо. Она не могла и до сих пор не может, говорить. Не может сама и писать. Но письмо доступно ей, если мать или педагог слегка касаются ее руки (психологическая, а не физическая поддержка).

И вот, мы «говорили» с нею через письмо, и меня поразил, богатый внутренний мир Сони, может быть, даже уникальный внутренний мир*. Это особая тема, я никогда, наверно, не забуду это открытие. У девочки, поведение которой, действительно, могло казаться «имбицильным», отрешенной, не контактной (когда вы обращались к ней, она вела себя так, будто вас не было вовсе), не адекватной - внутренний мир - реальность. Он не подделка со стороны близких, не чья-то фантазия, он на самом деле имеет место.

* В частности, когда я сказал еще десятилетней Соне, какую важную роль в общении людей играет речь, как она нужна, чтобы можно было помогать друг другу, она написала в ответ нечто не детское, дословно: «Мышление вовсе не так жестко связано со звуковой речью. Стихи мои читают, и они влияют на людей, хоть я молчу. А значит, я говорю и помогаю».

Соня пишет мне (автору - Сошинскому) свой вопрос: «Вы что думаете: как получаются счастливые люди? Вы счастливы? Совместимы ли счастье и болезнь? Счастье личное и тяжелая жизнь в стране?» Мать касается пальцем тыльной стороны руки - поддерживает Соню психологически.

(июль 2004 г.)

Приведу некоторые ее высказывания (афоризмы) возраста восьми лет.

Какой ответ можно ждать от девочки этого возраста, на вопрос: что такое, по ее мнению, «наука», да еще если ее интеллект некоторые психологи приравнивают уровню имбицила?

Соня дает определение не детскими словами:

«Наука - это система знаний, основанных на сомнении».

Кто знаком с науками изнутри, удивится точности слов. Сомнение - один из методологических столпов науки (другой - вера *).

* Речь, конечно, не о религиозной вере.

Но девочку спрашивают дальше. А что такое «мысль»? Как она определит свое понимание «мысли»? Когда Соню вы спрашиваете, она не смотрит (не может смотреть) на вас. Когда пишет ответ - не смотрит на лист бумаги. Смотрит в сторону, порой - противоположную. И где-то у себя за спиной пишет.

Вновь она дает свой ответ (повторяю, ей было всего восемь лет):

«Мысль - есть самая великая, после любви, сила в мире».

А что такое стыд?

«Стыд это огонь, выжигающий грех из души».

Ну а что же такое сама «душа»?

Кто из нас, взрослых и умных, решится ответить на вопрос, что такое душа? Я бы не решусь. Едва ли придумаю что-нибудь, кроме тавтологии.

Соня пишет:

«Душа - это пустое место в человеке, которое человек может заполнить Богом, или сатаной».

Соня с шести лет пишет стихи*. С того возраста, когда родители впервые узнали, что девочка понимает человеческую речь (прежде думали, что не понимает ничего), и даже откуда-то умеет (научилась) читать, хотя ее не учили.

* Ее никто не учил ни читать, ни писать. В тот момент даже близкие считали ее не вменяемой, утратившей интеллект. Тогда-то она и выучилась читать сама.

В восемь была проблема научить ее пользоваться ложкой. Девочка сидела перед полной тарелкой, и была голодна, и ложка лежала тут же. Но она не может взять ложку и кушать. Она плакала от голода - и была абсолютно беспомощна. Она не могла сделать этих произвольных действий. И мать должна была ей говорить: «Соня, возьми ложку». Тогда лишь Соня была способна ее взять. «Зачерпни». Зачерпнула. «Неси в рот». И так далее. Вот было ее состояние вблизи восьми лет. В этом-то возрасте она и написала, например, такие три строки:

Люди разные, как звезды
Я люблю всех,
Сердце вмещает все звезды Вселенной.
А также написала:

«Мне нравятся ночь и день.
Мне нравится их непохожесть.
Их шитость тоже нравится мне,
Шитость звёздами и Солнца лучами.
Мне нравятся их чудеса итайны.
Шитость великой Книги событий,
Книги, которую пишет Бог о мире».
Приведу еще ее стихотворение восьми лет, времени ее великой беспомощности в самых простых делах:

Мне страшно. Голова гудит.
Там мечутся слова и просятся уйти.
«Пусти нас, Соня, в мир пусти!»
Но рот мой на замке,
А ключ к замку в мозгу-
Икак его достать?
Ну помогите ж мне!

...Я не хочу немой остаться,
Но страх засовом запер рот.
Слова рождаются, живут и чудеса творят
Вмирах, что вголове я создаю... И вот
В конце концов и умирают. Чтоб им жить,
Их надо в мир, вовне пустить.
Но как? Скажите мне!
А вдруг их люди не поймут?
Сквозь рот мой проходя,
Изменятся слова, их мир не примет,
Оттолкнёт, а вместе с ними - и меня?
Как жить? Мне страшно. Голова гудит.
Читая такие стихи, и в то же время видя предельно беспомощную девочку, да еще и неадекватную, невольно возникает много вопросов, но уже за пределами социальных проблем детей-инвалидов, юридической поддержки их семей, за пределами проблем реабилитации этих детей, коррекционной помощи им, психологической помощи родителям. За пределами вообще всего этого очень емкого, важного и нужного внешнего круга - вопросов, так сказать, другого порядка: и о нас, и об этих детях, о том, что нас разделяет с ними, и что объединяет.

Вот стихотворение Сони, по-прежнему не говорящей и беспомощной, но уже в тринадцать лет:

Мне почему-то очень надо
Стекло бордовое заката
В оранжевое утро превратить.

Своею радостью окрасить
Дома, заборы,
Плачем и слезами
Омыть все окна и дороги.
Весь мусор жизни
Мощным током крови
Снести и в своем сердце сжечь.

И это все не жертва, нет,
А просто помощь заблудившемуся миру.
Итак, этой девочке-инвалиду хочется помочь заблудившемуся миру? Слезами его омыть, радостью окрасить, а током крови сжечь мусор жизни, который скопился в мире?

Здесь возникает вопрос, о котором я уже упоминал: что же следует считать инвалидностью не в прагматическом социальном смысле, которому, в основном посвящен доклад, а в более глубоком значении, с которым мы с очевидностью встречаемся в примере Сони (и не только ее)? Как отличить, что перед нами: глубокая неполноценность ребенка? Или особый путь человека перед Богом, драгоценный путь? - Наше достояние и милость Божья к нам?

За то, что у меня смог возникнуть такой вопрос, я благодарю всех детей-инвалидов, с которыми встретился в жизни.

1.02.2007 г.


Занятия Сони собакотерапией, forum.kinologia.ru (2004-2007)

http://forum.kinologia.ru/lofiversion/index.php/t4397.html


Автор: Типутя 26.9.2004, 10:59

Мы вышли на работу, совсем по-настоящему.Теперь, благодаря фирме «Эксслер-дог» и директору школы № 1992, по субботам Олли совершенно официально будет работать в этой школе «Собакой-терапевтом» в специальной группе для детей-инвалидов.

Кончилось время нашего бесприютного шатания по паркам и квартирам, в нашем распоряжении дрессировочная площадка, школьный двор и даже чудесный зимний сад в школе, представляете?!Теперь занятия не будут зависеть от капризов погоды!

Вчера прошло первое занятие с девочкой Соней Шаталовой. Это наша давняя знакомая, ещё по «Солнечному Миру». У Сони - аутизм, она ни с кем не общается и не говорит, но зато пишет совершенно потрясающие стихи и иногда прозу. Когда мы с ней познакомились, Соня панически боялась ВСЕХ собак - её напугала агрессивная овчарка.

А вчера Соня водила Олли на поводке, даже выполняла мои команды и ходила с собакой «змейкой» между стульями, играла с ней в мячик, угощала печеньем (для Сони это-подвиг)и каталась на Олли в коляске. И ещё - она СМЕЯЛАСЬ!

А мама Сони обнимала и гладила Олли и тоже была счастлива!

Соня обещала написать свои впечатления от занятий, я обязательно их опубликую.

А приехали они на занятие в Южное Бутово аж из Люберецкого района.

В следующую субботу мы ждём уже троих детей. С одной девочкой, Машей Логиновских, многие заочно знакомы - видели её в «Дог-шоу».

Очень надеюсь, что группа со временем будет больше, и собак, работающих с детьми - тоже.

И ещё - это такое счастье, когда мы нужны!

Громадное СПАСИБО «Эксслеру», и лично - замечательным людям Дмитрию Лялину - Главному Тут, и директору школы - Татьяне Ивановне Аникиной. :love: :love:

О нашей работе будем подробно писАть и дальше.

психология

Previous post Next post
Up