Про кнут, пряник и куда их следует засунуть вашему HR-директору.
Олег (Тадао Ямагучи) Макаров
August 09, 2017
Немногие понимают, что пресловутый «метод кнута и пряника» есть не что иное, как вредная для вашего бизнеса дрессировка.
Потому что применяя этот «метод», вы дрессируете... ОК, скажу мягче, но суть не изменится: тренируете своих сотрудников работать (поступать, думать, а в конечном итоге - жить) именно так, избегая наказания и стремясь к поощрению.
Когда ваш HR предлагает ввести «систему мотивации», основанную на штрафах и премиях, это означает две вещи.
Первое - он(а) не в курсе исследований третьей четверти прошлого века, доказавших, что материальное стимулирование снижает производительность при решении нерутинных задач.
И второе - для самого этого HR-а подходит именно материальное стимулирование.
Кстати, не проверял ещё, но похоже на правду: люди, которые уверены в эффективности кнута и пряника в своей работе не склонны к решению творческих задач. Они стремятся свести все свои действия к простым и рутинным. Это очень похоже на правду, но основывается пока только на наблюдениях.
Далее.
Существенный вред кнуто-пряничной модели проявляется и на следующем этапе деятельности вашей компании: в отношениях с клиентами.
Сотрудники, отдрессированные в рамках этой модели переносят её на клиентов.
И, например, создают «программу лояльности клиентов», полностью основанную на тех же кнуте и прянике:
• купил на сумму более стопятьсот рублей - вот тебе бонус 5%!
• не приходил к нам в течение года - ха-ха, твой бонус сгорел!
В результате, вся ваша компания может только мечтать о лояльности клиентов, на деле же вам придётся постоянно платить им в той или иной форме за повторные покупки, за увеличение чека, за повышение посещаемости.
Вы уверены, что это тот путь, которым вы хотите идти и вести свой бизнес?
Ах, да!
По поводу, куда засунуть кнут и пряник.
Я не знаю. Решите это сами, ладно?