За последние два месяца я посмотрел два спектакля, как нарочно в пару друг к другу. Первый был Русское варенье Улицкой в Москве, в Школе современной пьесы в августе. Второй - Вишневый сад поставленный молодой режиссершей из
Barter Theater на сцене нашего
Университета.
По американской профессорской жизни в Москву попадаешь всегда не в театральный сезон, а ШСП работает и в каникулы... Кстати, почему "Школа"? - Пусть это дико для иностранцев, насчет учебы мы в ус не дуем, мы называемся школой танцев, но мы не учимся, мы танцуем?). Варенье Улицкой - это Вишневый сад, происходящий в России сегодня. Персонажи более или менее те же, только переименованы слегка. Дочерей не 2, а 3, и ни от одной нет толка - одна задвинута не православии, другая замужем за бездельником-кришнаитом, утверждающим, что сочиняет компьютерную музыку, третья, младшая, подсела на секс по телефону - это у нее, видимо, вместо Пети Трофимова, которого нету. Прекрасный, по-моему, snap-shot... Вместо Фирса - приживалка-экономка. Гениальная деталь - вишневый сад покупает не Лопахин (слишком благородно на сегодняшенго дня, self-made man и все такое), а Яша (он там называется Семен) - то есть холуй и жулик. Ничто от Улицкой не укроется. Актеры играли, на мой взгляд, так себе, но пьеса очень хороша.
Второй спектакль был, конечно, на грани между любительским и профессональным, но если сравнить профессионализм этих студентов на сцене с профессионализмом моих, скажем, студентов на экзамене по генетике, то сравнение будет катастрофически не в пользу моих студентов; а ведь акаемичский зачет они получают одинаковый. Мастерски сделанные декорации, безупречный свет, звук и все прочее; и как же ребята старались. Фирс был сделан негром, чтобы американской публике было понятнее. Впрочем все понятно и так - идея о том, что приходится продавать наследные сады (чаще - горы) богатеям из Атланты и Нэшвилла под дачи восточным теннессийцам знакома. И все-то получились у наших студентов хорошие... Петя благородный, Анечка не дура, Лопахин просто американский идеал (ну он и есть, конечно) Раневская и та вызывает сочувствие. Вообще, забавно как публика (студенты в основном) реагирует; я думаю, я не первый, кто заметил следующий факт, я думаю это происходит каждый раз когда ВС ставят не в России. В России публика культур-мультурная, знает чем дело кончится и в последней сцене, когда входит Фирс, не смеется. В Америке - не знают, и смеются, как, я думаю, и было задумано Чеховым. Смеются и когда он дергает запертую дверь, а потом перестают. Пара девиц даже всхлипнуло. Как всегда, смотреть на публику не менее интересно, чем на сцену.
I've seen two plays lately, within two months from each other and matching perfectly. One was The Russian Jam by L. Ulitskaya in Moscow, in August in School of Modern Play. The other was Cherry Orchard, produced by a yound director from
Barter Theater on the scene of our
University.
The life of an americal college professor is such that I always end up in Moscow off season, and the School is the only theater in session. Ulitskaya's Jam is Cherry Orchard set in today's Russia. More or less the same characters, just sligtly renamed. Three daughters instead of two and all three are good for nothing - one overly religious, another married to a lazy krishnait who thinks is composing digital music and the third, a student, hooked on phone sex (apparently a substitute for Petya, who is conspicousely absent in the play). I think this is a pretty good snap-shot... A brilliant detail - the orchard is bought not by Lopakhin (too noble for modern Russia, a self-made man and all that), but by Yasha (he is called Semyon in the play), i.e., by a thug and parasite.
The other show was, of course, bordering on being amateurish, but if the professionalism if these students were to be compared to that of, say, my students taking a final in Genetics, the comparison would be catastrophically not in favor of my students; they are getting the same academic credit, however. [...] An observation I am sure I am not the first to make; this undoubtedly happens each time the Cherry Orchard is produced outside of Russia. In Russia the public (culture-shmulture, you know) knows what's about to happen and in the last scene, when Firs enters, does not laugh. In America they don't and they laugh, and they laugh when he pulls on the locked door and then they stop laughing. A girl or two even whimpered. As usual, watching the public is almost as good as watching the scene.