29 августа 2015
Погуляв по стене, мы пошли внутрь Ичан-Калы. Северная её часть
жилая, и памятники начинаются ближе к центральной улице Палван,
соединяющей западные и восточные ворота. Первое здание,
отличающееся от рядовой жилой застройки - медресе
Эмир-Тура - , нам попалось минут через пять
ходьбы.
![](https://farm6.staticflickr.com/5720/22453384557_a66c7b7270_o.jpg)
Крепость Кухна-Арк.
Медресе Эмир-Тура было построено в 1870 году братом тогдашнего
хана Мохамеда Рахима II (правившего, к слову, 46 лет) в
технике, знакомой нам в основном по картинкам из Мали -
кирпичное здание каким-то образом использует деревянный каркас,
и из здания торчат деревянные палки. Медресе заброшено, но в
относительно неплохом состоянии, идут какие-то вялые
реставрационные работы. У входа играли дети, не обратившие на
нас никакого внимания. Медресе построено по стандартному для
Средней Азии плану, с большим внутренним двором и двумя
порталами, внешним и внутренним. К внешнему порталу пристроены
две башенки, облицованные сверху зелёной керамикой и тем самым
нарушающие монохромность портала. Внутри, наоборот, всё
отделано синим.
![](https://farm1.staticflickr.com/750/22453387327_d95da341a5_o.jpg)
![](https://farm1.staticflickr.com/708/22882882971_9ebb6e94d4_o.jpg)
![](https://farm6.staticflickr.com/5752/22845752396_e545216248_o.jpg)
Медресе Эмир-Тура.
Чуть дальше, всё по той же улице на юг, слева будет медресе
Муса-Тура (1841). Как я понимаю, оно тоже не используется,
дверь была закрыта, и внутрь мы не попали. Табличка над входом
уже на латинице (то есть повешена после 1993), но прочесть
довольно непросто.
![](https://farm1.staticflickr.com/769/22250594353_e79e557952_o.jpg)
![](https://farm6.staticflickr.com/5677/22453386387_1d47876762_o.jpg)
Медресе Муса-Тура.
Южнее медресе образовалась площадь, видимо, без названия, со
всех сторон окружённая историческими зданиями. От центральной
улицы Палван её отделяет только один ряд зданий, а на западе
она выходит к крепости Кухна-Арк. В ту сторону мы и пошли. Одно
из самых забавных зданий на площади - минарет Тура-Мурад.
Минарет и мечеть, к которой он относился (как я понимаю,
квартальную) построили при всё том же Мохамед-Рахим-хане, потом
мечеть в 1930-е годы снесли, и минарет, похожий по форме на
шахматного слона, остался стоять фактически во дворе жилого
дома. Из того же дома в тень на северной стороне соседнего
медресе Мохамед-Рахим-Хана вынесли холодильник, провод к
которому идёт из дома.
![](https://farm6.staticflickr.com/5661/22683744840_9ec1e12fc3_o.jpg)
Минарет Тура Мурад.
Восточнее минарета - медресе Юсуп-Юсулбаши, превращённое
в ресторан. На этой фотографии оно справа, а прямо виден портал
медресе Муса-Тура.
![](https://farm1.staticflickr.com/585/22248987294_031c91574d_o.jpg)
Медресе Юсуп-Юсулбаши.
Напротив Юсуп-Юсулбаши - ещё одно медресе,
Араб-Мохамед-Хана. Её построили в 1616 году, разрушили вместе с
остальной Хивой и восстановили в 1838. Внутри, по-видимому,
архивы музея, по крайней мере, оба дня здание было закрыто,
хотя явно не заброшено. Справа на фото восточная часть медресе
Мохамед-Рахим-Хана, на ступеньках в тени сидит
Настасья.
![](https://farm1.staticflickr.com/595/22858251242_d0fdfa7929_o.jpg)
Медресе Араб-Мохамед-Хана.
Ещё восточнее - медресе Дост-Алимджан (1882), что внутри,
не знаю. Путеводитель пишет, что должна быть мастерская
резчиков по дереву, но больше похоже просто на то, что там шёл
ремонт.
![](https://farm1.staticflickr.com/742/22250593023_bc24ee117b_o.jpg)
Медресе Дост-Алимджан.
За всё это время мы не видели ни одного туриста. Настоящие
туристические места начинаются южнее главной улицы. Туда мы,
собственно, и отправились, пройдя мимо входа в крепость и выйдя
на улицу Палван уже около западных ворот. Она с двух сторон
плотно обставлена стойками с сувенирами, и продавцы, в общем,
не агрессивны, но если подойти ближе критического растояния
(примерно метра полтора), начинают исполнять мантру о своих
товарах. Товары нам пока были не нужны, приходилось идти
посередине улицы.
Западные ворота, Ота-Дарвоза, в какой-то момент были снесены,
чтобы дать возможность автомобилям заезжать в Ичан-Калу, но
потом через сорок лет восстановлены. Сейчас это основной вход в
крепость - около них автостоянка, раньше подходил
троллейбус, а, кроме того, с этой же стороны махалли с самыми
интересными памятниками Хивы вне Ичан-Калы, которые мы смотрели
на следующий день. Как раз на машине, кажется, там сейчас
въехать нельзя, хотя все остальные ворота для трафика
открыты.
![](https://farm6.staticflickr.com/5731/22871743065_e458aecfe7_o.jpg)
Ота-Дарвоза, справа минарет Кальта Минор, ещё правее медресе
Мохамед-Амин-Хана.
Планов идти сейчас в махалли у нас не было, и мы купили бутылку
воды взамен выпитой, сфотографировали снаружи Кухна-Арк (эту
фотографию я вынес в начало поста) и пошли в саму Кухна-Арк.
Сходить пришлось два раза, так как билеты продают не на входе в
крепость, а на входе в Ичан-Калу, под западными воротами. Мы
купили комбинированный билет на два дня, включающий большую
часть музеев Хивы (а их там много), но не все. Сейчас я деталей
уже на помню, но, кажется, из важных вещей не включены минарет
Кальта Минор, мавзолей Пахлавана Махмуда и подъём на самый верх
крепости Кухна-Арк. Подниматься в результате мы никуда не
стали, сочтя, что со стены и так всё видели, а в мавзолей
Пахлавана Махмуда на следующий день билет купили, о чём
нисколько не пожалели.
Кухна-Арк и медресе Мохамед-Рахим-Хана, в котором находится
музей декоративно-прикладного искусства (о нём в следуюшей
серии), образуют две стороны большой площади, выходящей с юга
на улицу Палван, а с севера поворачивающей на восток и
подходящей к медресе Юсуп-Юсулбаши. Именно оттуда и снята
примерно половина кадров выше. На втором заходе мы
сфотографировали медресе Мохамед-Рахим-Хана и пошли в
крепость.
![](https://farm6.staticflickr.com/5829/22248986064_98b6f76f82_o.jpg)
Панорама медресе Мохамед-Рахим-Хана.
Кухна-Арк, отгороженная от остальной Ичан-Калы зубчатой стеной
(мы её видели вблизи в предыдущей части) была резиденцией
хивинского хана (одной из, и единственной укреплённой).
Строилась она по частям чуть не с шестого века, но почти всё,
что до нас дошло, было построено в 19 веке. Как она устроена, я
так и не совсем понимаю, там есть какие-то проходы, которые
появляются в совершенно неожиданных местах. Например, левее
входа расположен большой внутренний двор с огромным деревянным
помостом. Его функция так и осталась мне непонятной. Справа на
фотографии видны минаретообразные башенки входных ворот в
крепость.
![](https://farm1.staticflickr.com/740/22250592203_0781bf5d56_o.jpg)
Внутренний двор в ограде Кухна-Арк.
Если же от входа пойти направо (на предыдущей фотографии виден
узкий проход прямо около ворот), попадаешь в куда меньший
внутренний двор, в котором расположена Летняя мечеть (1838) со
стенами, выложенными изразцами небесно-синего цвета. Как часто
бывает в Узбекистане, у мечети есть только три стены и колонны,
а вместо четвёртой стены она выходит прямо на улицу, в данном
случае во внутренний дворик. Это было первое в Узбекистане
полностью облицованное синим здание, которое мы видели, и
впечатление оно, конечно, производит сильное. Кстати, туристов
нет и тут. Внутренний дворик по совместительству используется
как сувенирный магазин, но никаких клиентов мы не видели, да,
кажется, продавщицы особенно ни на что и не рассчитывают.
Какие-то помещения, кажется, оборудованы под довольно простой
музей.
![](https://farm1.staticflickr.com/692/22845749496_93d0c68802_o.jpg)
Дверь внешних ворот.
![](https://farm6.staticflickr.com/5798/22248984914_628581ef82_o.jpg)
Летняя мечеть.
Вот ещё дверь, кажется, одной из боковых комнат.
![](https://farm6.staticflickr.com/5767/22453382857_d0eb662eeb_o.jpg)
Дверь в Кухна-Арк.
Из внутреннего дворика открывается один из лучших видов на
минарет Кальта Минор.
![](https://farm1.staticflickr.com/643/22479579849_6518abf1d3_o.jpg)
Минарет Кальта Минор.
Если же пойти ещё дальше по лабиринтам крепости, то рано или
поздно (скорее, рано, так как лабиринты не очень разветвлённые)
выйдешь ещё в один внутренний дворик. На его южной стороне
стоит помещение с деревянными колоннами, отделанное синими
изразцами - я даже сначала подумал, что хану в крепости
зачем-то были нужны две мечети. Однако же, если посмотреть
повнимательнее, видно, что там не сплошная стена, а три двери.
Это тронный зал (1804-06). Собственно трон был вывезен
после революции и сейчас находится, кажется, в Эрмитаже.
Узбекистан пытается добиться его возвращения, но шансы и раньше
были невысоки, а после художеств ИГИЛ в Ираке и Сирии стали
равны нулю. Но зал и без трона очень неплох.
![](https://farm1.staticflickr.com/621/22882877911_2381923486_o.jpg)
Тронный зал.
За вторым внутренним двориком снова какие-то коридоры, в
глубине которых лестница поднимается наверх, в бастион
Ак-Шейх-Бобо. Билеты мы, несмотря на уговоры, покупать не
стали, и, побродив ещё некоторое время по коридорам, пошли в
сторону выхода.
![](https://farm6.staticflickr.com/5778/22858247902_37bba61713_o.jpg)
Какой-то из проходов внутри крепости.
![](https://farm1.staticflickr.com/684/22248983084_d4d09079a9_o.jpg)
Ещё дверь.
![](https://farm1.staticflickr.com/723/22858247122_5ea5204edc_o.jpg)
Вид на внутренний дворик от Летней
мечети.
Потом мы вышли из Кухна-Арк, перешли площадь и зашли в ворота
медресе Мохамед-Рахим-Хана. Вот вид из них на
Кухна-Арк.
![](https://farm6.staticflickr.com/5802/22882876701_96f349314c_o.jpg)
Кухна-Арк от медресе Мохамед-Рахим-Хана.
О том, что мы увидели в северо-восточной части Ичан-Калы
- в следующей серии.