30 мая 2019
В прошлой серии мы остановились в кварталах севернее собора, в районе улицы Рю-Бурбонну. Сейчас продолжим гулять по этим кварталам, двигаясь немного на запад, а в конце опять выйдем к собору.
Собор в перспективе улицы Рю-Порт-Жён.
Рю-Бурбонну на севере выходит на небольшую площадь Пляс-Горден, застроенную фахверковыми домами.
Пляс-Горден.
Пляс-Горден 11.
От площади на запад идёт Рю-Курсарлон, а с неё мы свернули направо, на Рю-Эдуар-Бранли. Там стоит большой дворец, Отель-дез-Эшвен, который строили в два приёма, сначала одну часть в 1489-1490, а потом перпендикулярное крыло в 1624 году. Сейчас внутри находится музей, двор от улицы отгорожен забором, и я смог только снять эту башню - по-видимому, это часть первой очереди в стиле пламенеющей готики.
Отель-дез-Эшвен.
Вот дальше портал по той же улице.
Рю-Эдуар-Бранли 1.
С Рю-Эдуар-Бранли мы свернули на Рю-дю-Коммерс, и по ней вышли на Пляс-Планша. На ней стоит довольно заметное фахверковое здание под номером 1.
Рю-дю-Коммерс 23.
Пляс-Планша 1.
Дома несколько севернее.
Рю-Камбурнак 6-10.
Нам была нужна находившаяся рядом Рю-Гамбон, а на ней этот, на первый взгляд мало примечательный городской пейзаж.
Рю-Гамбон 13-19.
Между тем, на ней под номерами 17 и 19 находится так называемый Дом королевы Бланш (что во французском может переводиться и как Дом белой королевы). Анализ деревянных деталей дома даёт дату постройки 1488-1489. Совпадение этой даты с массой других, которые я уже упомянул, не случайно - в 1487 году в Бурже был сильный пожар, уничтоживший треть города. А вот кто такая королева Бланш и какое она имеет отношение к зданию, непонятно. Есть версия, что это Бланка Кастильская, жена Людовика VIII и дважды регент при сыне Людовике IX, но она умерла в 1252 году. Есть ещё какая-то версия, где задйствована Белая Дама, каким-то образом превращающаяся в Белую Королеву, но с деталями этой версии я не разобрался. Так или иначе, на фасаде дома хорошо сохранилась деревянная резьба 15 века (если я правильно помню, то оригинал уже отправили в музей, а тут копии, но, тем не менее, не то чтобы наружная резьба такого возраста попадалась на каждом углу).
Дом белой королевы.
От Пляс-Планша мы пошли на юг, по Рю-дез-Арен. Следующее по ней здание - Отель Кужас, дворец, в котором расположен музей Берри. Это ренессанс, годы строительства 1508-1515.
Отель Кужас.
Если его пройти, то направо (на юго-запад) будет церковь святого Петра (Сен-Пьер-ле-Гийяр), ранняя готика первой половины 13 века. Точная дата строительства неизвестна, по одним источникам 1220, по другим 1225-1230.
Сен-Пьер-ле-Гийяр.
А налево (на юго-восток) стоит дворец Жака Кёра, советника Карла VII и промышленника, считающегося основателем французского капитализма. Кёр родился в Бурже в 1397 году и купил тут землю в 1443, построив на ней готический дворец. В это время он уже в основном жил в Париже, через него шла едва ли не вся французская торговля, должниками его были множество дворян, начиная с короля, и это, естественно, мало кому нравилось. В 1450 году в возрасте 28 лет умерла любовница короля Агнесса Сорель, и через какое-то время Кёр был обвинён в том, что он её отравил. В 1451 году Кёр был арестован, а всё его имущество, в том числе дворец в Бурже, конфисковано. В 1453 году он был приговорён к большим штрафам, и имущество ему так и не вернули. В 1455 году ему удалось бежать из тюрьму, и он умер в 1456 году на острове Хиос. В 1457 году дворец вернули детям Кёра. Дальше дворец несколько раз продавали. Интересно, что с 1679 по 1682 год он принадлежал Жану-Батисту Кольберу, государственному министру при Людовике XIV, после чего был передан городу. Сейчас там музей, и здание считается одним из лучших образцов французской гражданской архитектуры 15 века.
Дворец Жака Кёра.
Основной фасад дворца, впрочем, выходит не сюда, а на улицу Жака Кёра. Чтобы попасть на неё, надо пройти через площадь Пляс-де-Катр-Пийе, где между улицами стоит отель Англетер - в данном случае слово "отель" означает гостиницу, а не городской особняк. Слева от него начинается улица Жака Кёра.
Отель Англетер.
Оттуда дворец выглядит поинтереснее.
Дворец Жака Кёра.
Если пойти по Рю-Жак-Кёр дальше на север, она повернёт на восток и превратится в уже знакомую нам Рю-Эдуар-Бранли. С той мы свернули направо, на Рю-Мишель-Серве, и она уже переходит в Рю-Порт-Жён и ведёт прямо к собору. Фотографию одной из башен собора в створе этой улицы я вынес в заглавие. По дороге к собору на ней стоит ренессансный Отель Бастар примерно 1540 года.
Отель Бастар.
Дальше собор становится всё больше и выше, и возникает, наконец, ощущение масштаба.
Собор в перспективе улицы Рю-Порт-Жён.
Между тем, уже было почти семь вечера, погода хорошая, и собор был освещён удачнее, чем в три часа. Вот фотография центрального портала западного фасада.
Центральный портал западного фасада собора.
И в том же освещении архиепископский дворец.
Архиепископский дворец.
Обратно мы пошли к парковке по другой улице, нежели вначале, и нашли портал Сен-Урс. Этот романский портал конца 11 - начала 12 века когда-то был одним из входов в коллегию Сен-Урсен. Коллегию снесли в 18 веке, а дверь каким-то образом сохранилась, и по распоряжению мэра Буржа в 1810 году была перенесена на существующее место, на стену какого-то здания, к которому изначально не имела никакого отношения. На портале большой многофигурный барельеф. В нижнем ряду, насколько я могу судить, изображения крестьянского труда по месяцам, в середине какие-то сцены охоты.
Портал Сен-Урс.
Гостиница у нас была заказана в пригороде Клермон-Феррана, и в следующий раз я покажу Центральный массив и вулкан Пюи-Мари. Но пока вернёмся к следующей порции Эквадора.