Sep 16, 2024 16:25
(Конфессиональное.)
Я пришёл по объявленью в газете:
"Диагностика Кармы. 5 Дней. Не Спеша."
Ты была одета в какие-то сети.
Ты сказала "Хэй, у тебя есть душа!"
- Б. Гребенщиков, "Диагностика кармы"
Когда к нам в гости приезжает нестарший сын с семьёй, моя сноха обязательно привозит несколько последних номеров журнала "Bina", это женский журнал для женщин (серьёзно, там в большом списке редколлегии и работников всего один мужчина, manager of operations). Очень неплохой журнал, несмотря на нередкие типографские ляпы.
Так вот, в одном из недавних номеров рассказывается про некого раввина, любящего огорошить публику вопросом: "У тебя есть душа?" А когда человек удивлённо отвечает положительно, раввин объясняет: "А вот и нет! Ты, твоё я, и есть душа ("нешама"), то есть нельзя так сказать вообще. Зато можно сказать, что у тебя есть тело."
Прочитав это, я сразу подумал: о природе "я" можно, конечно, спорить, но что бы уважаемый раввин сказал по поводу формулировки первых слов, которые законопослушный еврей должен произносить, проснувшись:
אלהי נשמה שנתת בי טהורה אתה בראתה את יצרתה את נפחתה בי ואתה משמרה בקרבי ואתה עתיד לטלה ממני ולהחזירה בי לעתיד לבא כל זמן שהנשמה בקרבי מודה אני לפניך י"ה אלהי ואלהי אבותי רבון כל המעשים אדון כל הנשמות
Бог мой! Душа, которую Ты дал мне, чиста. Ты ее сотворил, Ты ее образовал, Ты ее вдохнул в меня, Ты ее хранишь во мне, и в будущем заберешь ее у меня, а (затем) вернешь ее мне в грядущие времена. Пока душа обитает во мне...
И кто здесь "я"?
иудаизм