Первая йешива

Nov 08, 2022 11:38

(По следам недельной главы.) Тора не сочла нужным сообщить нам о деятельности Аврама до того, как Бог велел ему покинуть Междуречье и сменить образ занятий с городского жителя на скотовладельца. Естественно, лакуну заполняют мидраши; оттуда широко известная история о том, как Аврам саботировал деятельность мастерской идолов своего отца. В эту каденцию меня озадачил такой вопрос: согласно тем же мидрашим, Аврам самолично дошёл до идеи единобожия (как ранний адепт intelligent design). Допустим, из этого он сделал вывод о недопустимости идолов всяких лжебогов. Однако как он решил, что недопустимы также идолы Бога? Другую модальность богослужения - жертвоприношения - он практиковал, как и все, а эту - нет.

Ответ, как мне кажется, нашёлся в 14-й главе. Там Аврам вмешивается в междугородние разборки, карает агрессоров и отбивает награбленное. Тут же к нему приходит Малки-Цедек, правитель Шалема, с хлебом-солью и вином, провозглашает: "בָּרוּךְ אַבְרָם לְאֵל עֶלְיוֹן, קֹנֵה שָׁמַיִם וָאָרֶץ" (Благословен Аврам от Бога Всевышнего, обретшего небо и землю), и получает 10% трофеев (стих 19).

А буквально через три стиха в ответ на предложение правителя Сдома поделить оставшееся отбитое по схеме "мне рабсилу, тебе шмотки" Аврам отвечает: "הֲרִמֹתִי יָדִי אֶל-יְהוָה אֵל עֶלְיוֹן, קֹנֵה שָׁמַיִם וָאָרֶץ" (Воздеваю руку мою к Господу, Богу Всевышнему, обретшему небо и землю) - то есть теми же словами, что Малки-Цедек (но с добавлением Имени, для авторитетности, надо полагать). Думаю, что это намёк: "Вот кого вам надо уважать: священника Бога и моего учителя!", так как Раши там цитирует ТБ Недарим 32б, что Малки-Цедек - это Шем, сын Ноаха.

Так что, похоже, в известной йешиве Шема и Эвера не только Яаков бывал. (Кстати, мой младший тут же спросил: "А что в этой йешиве преподавали - ведь не только Талмуда, даже Торы ещё не было?")

иудаизм

Previous post Next post
Up