Иерусалим

Jul 26, 2017 20:15



Панорама Иерусалима с горы Скопус. Город кажется однотонным, потому что все здания построены из материала, который так и называется - иерусалимский камень.

Далее пойдут фотографии Старого города.


Вот его самая старая карта (5 в. н.э.)



Сионские ворота, ведущие в еврейский квартал, были построены мужем Роксоланы - султаном Сулейманом Великолепным. За ними открывается мир священных мест и узких мощеных улиц.









Как говорится, здесь каждый камень имеет свою историю, но встречаются и артефакты с очень короткой историей, как, например, эта статуя царя Давида, гениального псалмопевца.


Ее подарил Иерусалиму 9 лет назад российский благотворительный фонд Святителя Николая Чудотворца. Вскоре статуе отбили нос - не из хулиганских, а из идейных соображений. Оказывается, иудаизм запрещает ставить изображения идолов, но если отбить скульптуре нос, то это уже будет не идол. Первоначально планировалось отбить ухо, но уши царя скрыты волосами. Как любил говаривать глава одного диссертационного совета, "в каждой избушке свои погремушки".



Сионская горница. Здесь была Тайная Вечеря. Это не совсем то здание, в котором был Христос: этот дом возведен в 14 веке на месте старого, постепенно разрушившегося. Помещение не слишком большое.



Обратите внимание на кресты, нацарапанные на колоннах. Когда их начертили - полвека тому, сто лет назад, полтысячелетия?



Храм Успения Пресвятой Богородицы.



Справа - колокольня церкви св.Петра (?).



Самое интересное, что старые кварталы Иерусалима - жилые. Люди сушат здесь белье и растят детей, как и две тысячи лет назад. Жизнь и вечность всегда рядом.




Немало здесь и религиозных учебных заведений всех конфессий.









Есть вещи, о которых не напишут ни в одном путеводителе. Например, о том, что эти тысячелетние камни местами ужасно скользкие, почти как лед - так отполировали их миллионы ног. А чтобы попасть к Стене Плача, надо пройти практически такой же контроль, как в аэропорту.




Стена Плача - справа. Сразу за ней начинается мусульманский квартал (огромный золотой купол принадлежит мечети Аль-Акса). Провокации здесь - дело обыденное, как и теракты, так что суровые меры безопасности более чем оправданы.



Вот и сама Стена Плача. По словам гидов, Храм был такого размера, что если представить полномасштабный его макет, то Стена будет размером со спичечный коробок. Она поделена на две части - бОльшая для мужчин, меньшая для женщин. Прежде чем подойти, нужно омыть руки из особых ритуальных кувшинов в маленьком фонтанчике. У Стены стоят обычные пластиковые стулья - кто хочет сидя поговорить с Богом, может сидеть. Записок в щели между камнями засунуто огромное количество.

Через рынок в мусульманском квартале переходим в христианский квартал.



Толпы туристов и паломников спешат в Храм Гроба Господня.



Их много, слишком много. В очереди в Кувуклию вавилонское смешение языков и народов: рядом с высоким скандинавом с длинными волосами викинга переминаются низкорослые китаянки. Здоровые и инвалиды, юные и старые, верующие и любопытствующие - храм переполнен, и потому трудно уловить его атмосферу.




Покоробило, что спускаться в Гробницу пришлось под понукания священника: быстрее, быстрее! Понятно, что людей много, и все хотят попасть, но все же... Сама Кувуклия (Гробница) очень сильное место, там хочется постоять подольше.



Выйдя из церкви, я увидел на лестнице странного человека, стянувшего с себя рубаху и оставшегося в одних штанах.


Я его окрестил "неведомым апостолом", а гид предположил, что чудак болен начальной стадией "иерусалимского синдрома". Иногда приехавшим в Иерусалим начинает казаться, что Бог говорит с ними, что они - мессии и пророки. После лечения в местной психбольнице это проходит. Синдром, вероятно, есть, но что, если в этот город снова придет Он? После даже краткого пребывания в этом городе подобное развитие событий отнюдь не кажется чем-то невозможным.

Есть города, раскрывающиеся сразу, буквально с первых часов пребывания в них. Иерусалим к таким городам не принадлежит. По нему хочется бродить и блуждать, всматриваясь и вникая, а не бегать вереницей за синей птицей, то есть за потным экскурсоводом. Здесь можно прожить неделю, а можно год, и не факт, что город тебя примет. Но попробовать было бы интересно.

Previous post Next post
Up