Apr 12, 2017 00:43
Почему-то никто из вспоминающих СССР - неважно, с какими интонациями - не говорит о двух очень простых вещах.
Первое. Дефицита не существовало для тех, у кого были деньги.
Уточнение. Но, разумеется, даже при этом условии потребительская корзина была скуднее западной, т.к. тип общества был иной.
Второе. Деньги было не так уж сложно заработать.
Уточнение. Речь не идет о по-настоящему больших суммах.
В обществе ограниченного потребления деньги реально валялись под ногами тех, кто мог и хотел вкалывать - от студенческих стройотрядов до вязанья модных свитеров на заказ, от вербовки "на Севера" до проведения экскурсий в выходные дни. И речь не идет о нелегальных цехах: все было законно или настолько мелко, что закону не интересно (шитье и вязка на заказ, репетиторство и т.д.). При желании любой конторский страдалец с окладом в 120 руб. мог, не надрываясь, увеличить месячный доход вдвое. А если в семье было два страдальца, готовых чуть поработать, то семья могла позволить себе закупать продукты на рынке и отдыхать месяц в Крыму не по путевке.
(Кстати, всегда было любопытно: вот все эти персонажи, живописующие ужасы пустых полок в советских гастрономах - они что, так и не добрались до ближайшего рынка? :) А я добирался и помню жирных невыпотрошенных кур, огромные гусиные тушки, бесконечные груды овощей - морковки, картошки, лука и проч.; помню деревенский белый творог и густую сметану, ароматные ягоды и золотистые меды, а зимой - оранжевые россыпи цитрусовых и их веселых продавцов. Еще я помню кооперативные магазины (не те, что появились в перестройку, а потребкооперации), где свободно продавалась очень вкусная колбаса. А вот с хорошими макаронными изделиями в СССР был напряг, и это я охотно признаю. Но я отвлекся).
Парадокс в том, что и советская власть, и ее идеологические оппоненты к "погоне за длинным рублем" относились отрицательно. Нужно было или коммунизм строить, или жить не по лжи, но не в коем случае не погрязать в мещанстве и потребительстве. И это трогательное единодушие, этот идеологический рудимент внезапно выдавал глубоко скрытые под толщей времени общие корни и "совка", и "диссиды" - радикальный идеализм 1860-70-х, подростковую бескомпромиссность реальных и книжных рахметовых с их презрением к быту и бытоустроительству. Ну не мог настоящий, хороший человек в этой матрице думать, где б зашибить деньгу :).
Он и сейчас не может. Или уже может? Но, в любом случае, надо понимать, где заканчивается (заканчивалась) система и начинается личный выбор. А где система и вовсе не при делах.