Запись 17. Город, который мне НЕ написать

Nov 21, 2013 11:52

Город который не пишется, не рассказывается, не обрабатывается в голове.

Что такое Алжир… (здесь должны быть цифровые фотографии всяких фасадов и панорам, но в жопу их. Остаюсь верна себе)))).

Он необъясним фотографиями, необъясним словами в беседе, необъясним всей этой гадостью, прилипающей к языку «красиво, интересно, незабываемо». Это все можно сказать про Питер, про Париж, про Барселону, да много про какие города. Алжир это как Марианская впадина. «Наверху» вроде бы все ясно - развивающаяся быстрыми темпами инфраструктура, мощнейшие дорожные развязки, коммерческие центры, плотная, многоуровневая застройка, сложнейшая планировка парков, домов и магазинов. Город-лестница, город ярусы, город из «лазов», лабиринтов, проходов и проходиков. От ободраной нищеты до полного "лакшери".



Это то, что я вижу на поверхности, но и это уже приводит в трепет. Если проникать в город «глубже», то мы начинаем встречать вещи не всегда понятные, странные и пугающие. И чем глубже - тем темнее и не понятней, тем интересней и страшней. Лабиринт Касбы (старого города, являющегося памятником ЮНЕСКО). Касба живет как отдельный организм своими законами - не всегда пускает, а может и не выпустить. Вот один эпизод: мы стоим во время праздника Курбан-Байрам на центральной рыночной улице. Она, естественно, пуста, так как все давно уже за семейным столом. По обеим сторонам от меня длинные двухэтажные здания с арками как в «Гостином дворе». Ветер гоняет газеты, шкурки от лука, иногда пробежит мальчишка или пройдет чья-то тень в балахоне. Между зданиями в глубину узенькие улочки, где человеку среднего телосложения бывает не просто пройти. И я замечаю что там, в самой глубине, в паутине этих улочек мелькают люди, смотрят на меня, исчезают, там что-то происходит, чего мне не видно, что скрыто за фасадом широкого и величественного «Гостиного двора». И от этой холодной неизвестности, от этого странного и необъяснимого меня отделяет всего-то одна стена, но настолько метафизическая, что мне никогда не преодолеть.

Опутывающая все сетка традиций и обычаев, мифология, поддерживаемая миллионами живущих здесь людей, доказательства существования которой видны на всех улицах, на фасадах домов, в магазинах и Мечетях, в лицах разговаривающих со мной случайных прохожих. Как будто весь этот город, все его жители находятся тут очень-очень давно и бережно хранят непостижимый секрет, который, возможно, и называется Исламом.

Синее небо. Белые здания французского периода на набережной. Украшенная барельефами «Chambre de commerce», рядом с облезлой надписью разбитые часы без стрелок на фоне палящего солнца. Символично. Море, лодочки, Адмиралтейство, перспектива вдаль, в центр. Алжир засасывает, как огромная асфальтированная воронка - нет ни одного «не освоенного» участка - везде ярусы, ступени, этажи, этажи, этажи.

Подземные туннели, лестницы, эскалаторы и даже канатные дороги соединяют между собой улицы, образуют огромную паутину с фантастическими 3D панорамами. Внизу дворы колодцы, наверху белые фасады, впереди извивающиеся змеями тропы, ни одного «плоского» места. Равнинность моей жизни и моего родного города настолько глубоко укоренена в сознании, что в Алжире я постоянно чего-то боюсь и ощущаю ничем необоснованную территориальную «потерянность». И это никак не связано с террористами, исламистами, и другими героями масс-медийного эпоса, которых я тут за два года так ни разу и не встретила.

Ислам, Алжир

Previous post Next post
Up