Записала вчерашнее занятие с pre-K группой (около 4,5 лет). Вот выдержка - то, что мы делали с Никитинским набором "Сложи квадрат".
"Собирали отдельные квадраты (СК-1, первый лист, 2 комплекта) - 2 группы по трое детей.
Построили две дорожки. Сравнили, какая длиннее - пересчитали квадраты, обе по 6. Одинаковые.
Раздвинула квадраты во второй дорожке. Какая длиннее? Отвечают, вторая.
В какой квадратиков больше? Пересчитали, одинаково.
А почему длиннее? Промежутки разные.
Давайте мерить и сравнивать. Сколько пальцев между квадратами помещается? На первой дорожке только один пальчик, а на второй сколько? целых 4.
Где промежуток шире? во второй. Почему? 4 пальчика занимают места больше, чем один.
По очереди все померили и сравнили.
Потом сделали дорожки одинаковыми - сколько квадратов в каждой? 6 (считают сами).
А сколько вместе? 12 (Считаем хором).
Сколько детей в группе? 6.
Как разделить дорожку 6 квадратов на всех поровну? Всем раздать по одному.
А еще 6? Снова по одному.
Сколько же у вас теперь квадратов? 6 детей, у всех по 2.
Сложили прямоугольник из 12 квадратов - 6*2, поделили на линии по 2 (сколько групп получилось? Сколько квадратов в каждой?) и по 6.
Поделились на пары.
Делим 6 квадратов поровну всем парам. Сколько пар? 3.
Сколько квадратиков у каждой пары? 2.
Еще 6 квадратов поделили на три пары. Сколько вы взяли? Еще 2.
Сколько теперь у каждой пары квадратиков? 4.
Сложили прямоугольник 3*4, поделили по 4 (сколько групп получилось? Сколько квадратов в каждой?) и по 3.
От прямоугольника 4*3 отодвигали по ряду. Сколько квадратов? 12!
Отодвинули рядок 3 - сколько теперь? 9.
Еще убрали 3 - сколько теперь? 6.
А, говорит один мальчик, если убрать ещё три, то останется три.
Сделали дорожки из 6, закрывали глаза, а я меняла местами квадратики. Дети быстро обнаруживали, что поменялось, куда переехал желтый квадрат и где теперь красный.
Усложнили задачу - стала менять не только место, но и форму - складывать из деталек одного квадрата другую фигуру. Находят с удовольствием.
Раздала всем по квадратику, построили из этих деталей каждый свою фигурку.
Потом аккуратно сложили квадраты на место в рамки и пошли играть в Сову."