Совсем недавно за чашечкой чая я рассказывал, как бывает у меня: случайно (читай - бесцельно) попадается в руки ниточка, так, из праздного интереса тяну её, а за ней вытягиваю целый пласт непознанного и ужасно интересного. Как суп из топора: топор был той бессмысленной причиной, из-за которой получился суп, а потом топор оказался не нужен. И начинается новое увлечение, новый поворот. И наоборот: когда с ожиданием к чему-то иду, редко получаю ожидаемое.
Случайно и уже не помню где (Оль, пожалуйста, напомни, ведь интересно) и по какой причине нажал "внести в список друзей". Потом случайно увидел пост про Чечню. И очень быстро создал и осуществил мечту. А потом узнал про "Коляда-театр". Собственно, театром мало интересуюсь и никогда не впечатлялся театром. То ли дело, сходить на концерт Оргии Праведников ))) А тут скорее было интересно познакомиться и поболтать, а не сходить в театр.
Итак, вчера был "Гамлет" в постановке Коляды. Интересно, ярко, образно, технично: прямо на сцене с потолка льется вода. Много музыки, экспрессии. В общем, классно. И еще вызывающе.
Сегодня была не классика, а пьеса самого Коляды "Большая советская энциклопедия". Поэтому думал: идти - не идти. Пока думал, приехал к театру на 10 минут позже объявленного времени начала, да еще не имея билета на руках. Подхожу к дверям, а при входе стоит девушка и просит купить у неё лишний билетик. Вот, думаю, для меня вселенная старается!
Пришел. Сел. Занавес. Началось. Чем-то напоминает Советский "Гараж": корысть наследницы, провинциальная (в грубом смысле слова) сиделка и случайный квартирант... Хоть и немного пошловато, но смешно. Даже мне смешно. И к концу первого акта Вера начала свой провинциально-простоватый рассказ, который она рассказывала своим подопечным - умирающим старушкам, рассказ о том, что будет ТАМ. И тут совершается переворот: с первых её слов у меня смешок сменяется на слезы. И дальше всё сильнее. Силы особенной в словах-то, вроде и не было. Нарочито простым "провинциальным" языком Вера рассказывала монолог, энергетика которого была сильнее монолога Катерины из "Грозы". Просто это надо видеть, при этом надо присутствовать, чтобы уловить эту энергетику актера, слов и стоящего за кулисами самого режиссера. И закончился её рассказ и наступил антракт, а слезы и не думают заканчиваться. Я не аплодировал. Не мог.
Второй акт. Начало тоже ничего, бодренькое. Зал смеется. Я уже не смеюсь. И стала Вера репетировать с Артемом свою мечту. И подается это как в пошловатом сериале и смешно вроде должно быть, но я уже не смеюсь, я снова еле сдерживаю слезы. Зал поначалу посмеивается, потом затихает, захваченный и вовлеченный совсем в другие эмоции. Второй акт показался очень коротким. И когда он закончился, мало кто начал аплодировать: только отдельные хлопки. Аплодисменты начались уже когда дали свет в зале.
Спектакль как будто заряжен, как в свое время экстрасенсы заряжали воду с экрана телевизора. Только здесь заряд настоящий, ощущаемый до сих пор.
Коляда провокатор. Я знаю еще одного провокатора, Фон Триера. Сравнивать не буду, теперь они оба в моем ряду авторитетов.
Рекомендовать никому особенно не буду - у каждого может быть свое восприятие.
Вот еще информация об этой пьесе:
http://ajushka.livejournal.com/2001318.htmlИ в Москве пьеса появится может быть, снова только через год.
Удивительным образом цепочка случайностей и случайных намерений привела меня к совершенно новой, мощной части культуры, о которой я не подозревал и не узнал бы никогда.
Спасибо!
В фойе, после спектакля