Из цикла «Простые истории»
http://благовестсамара.рф/-public_page_18345 Несколько лет назад Господь привел меня в удивительное место: затерянный в костромских лесах древний тихий монастырь. Был сентябрь. Хочется найти слова, чтобы описать то очарование прозрачных дней, - и приходят на память написанные Борисом Пастернаком строки:
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Стою в притворе старинного храма и пристально вглядываюсь в икону Страшного Суда, мимо которой раньше всегда проходила не задерживаясь. Тишина хрустального сентябрьского утра, лучи ласкового солнца, проникающего сквозь небольшое оконце над массивной дверью и осветившие на иконе, как будто перстом, одно только место - дно ада - вы заставили меня остановиться?
Внизу иконы написаны мучения, которым подвергаются души за самые тяжелые грехи. Каждый грех выделен в отдельный отсек, в котором горит огонь неугасаемый, и сквозь это пламя с трудом можно разглядеть несчастных. Луч указывает мне на конкретное место. Читаю над ним: «ростовщики».
Да что же это? Почему? Я никогда не давала денег в рост.
И тут я вспомнила. Моему родственнику понадобились деньги на покупку машины. Он обратился ко мне с вопросом, нет ли у меня знакомых, которые могли бы дать определенную сумму под проценты. Деньги нужны быстро, продавец ждать не станет и машина «уйдет» к другому покупателю. Такая знакомая у меня нашлась. Знали мы друг друга давно, она работала в храме, и поэтому её согласие я получила довольно быстро.
Родственник исправно выплатил и долг, и проценты. И теперь я стояла перед иконой Страшного Суда, и в моей голове билась мысль, что я виновата. Я сама предложила верующей женщине стать процентщицей и поделила с ней тот самый грех, за который отправляют на самое дно ада. А я ведь даже не покаялась в этом. Евангельский мытарь собирался отдать вчетверо, так, кажется? Я должна предупредить её.
Когда я вернулась из поездки домой и рассказала своей знакомой о том потрясении, испытанном мною в монастыре, я добавила, что теперь она должна отдать все, что взяла сверх долга обратно. В ответ услышала: «Я ни у кого ничего не выпрашивала. Вы сами предложили мне проценты».
Прошло еще немного времени, и она как-то посетовала: «Я заметила, что с тех пор, как я дала твоему родственнику в долг под проценты, у меня деньги не задерживаются. И если раньше они всегда были в запасе, то теперь их нет».