В одной из паломнических поездок в Псково-Печерский монастырь запомнился такой случай, рассказанный монахом. Женщина очень хотела увидеть старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и слезно просила, чтобы ее пропустили к нему. Все объяснения, что старец болен и никого не принимает, не возымели действия. Она не хотела слушать, а только умоляла пропустить к батюшке. Сжалившись над несчастной, ее пропустили к старцу. Взволнованные ее судьбой, монахи спросили: "Что случилось, что за важный вопрос возник в ее жизни?" Ответ поразил всех. Женщина не знала, какого цвета купить ей сапоги… Почему возникают в церковной жизни такие перегибы? Об этом мы попросили рассказать настоятеля вентспилсского Никольского храма иерея Вадима Демченко.
Каждый человек свободен. Свобода это самый большой дар, какой есть у человека. Когда мы говорим о том, что человек создан по образу и по подобию Божию, то свобода - это подобие Божье, поскольку Бог свободен в высшей степени и человек свободен. Эту свободу у человека Бог не отнимает никогда, даже ради спасения самого человека, потому, что если эту свободу отобрать, то человека, как такового, уже не будет, человек как личность исчезает.
К сожалению, в постсоветское время в Церкви сложилась нездоровая тенденция - отказываться от своей свободы как бы ради спасения. Потому, что человек думает, что если он откажется от своей свободы целиком, если он будет поступать по указанию или совету священника, считающегося более опытным, то обязательно спасется. На самом деле, к сожалению, это не совсем так.
Человек, который отказывается от своего свободного выбора, пытается закрыть глаза и не смотреть на свою жизнь и, следовательно, не делает самостоятельного выбора в жизни. Он не уходит от ответственности, которую несет как свободный человек. Кто бы что ни сказал, кто бы что ни посоветовал, ответственность перед Богом придется нести именно самому человеку. Если совет был хороший, то человек, принявший его, совершит поступок добрый. Если совет был плохой и человек совершил поступок неблаговидный, то ответственность перед Богом понесет он сам. Всегда стоит пропускать через призму своего сердца тот совет, который был дан.
Бывают случаи, когда к священнику приходят по бытовым вопросам. Священник никогда не сможет целиком вжиться в состояние и судьбу того человека, который пришел с подобными вопросами. Да и смысл священнического служения совсем в другом.
Духовник призван вести людей к спасению, а не к материальному или социальному благополучию. Поэтому эти вопросы священник решает только в крайних случаях, когда человек, действительно, не видит выхода из сложившейся ситуации. Тогда священник может дать ему совет, не указание, не повеление, а именно совет, совет человека, мнение которого тебе важно и которого ты уважаешь. Но не следует просить совета по пустякам: "Стирать в понедельник или в пятницу?". "Накрывать стол белой скатертью или красной",- такие вопросы человеку нужно решать самому.
Когда-то Митрополита Антония Сурожского спросили, а в чем смысл служения духовника. Владыка дал, на первый взгляд, очень неожиданный и странный ответ - смысл служения духовника в том, чтобы сделать свою работу ненужной, т.е. научить человека самостоятельно различать добро и зло, добрые поступки от злых и сердцем понимать, как надо поступать в жизни и как не надо.
Любой старец, в послушании у которого находится послушник, не дает какие-то указания своему ученику ради послушания, он воспитывает в нем самостоятельность. И мы знаем добрые примеры таких воспитанных старцами учеников, которые, в свою очередь, становились уважаемыми учителями, а иногда и духоносными старцами. Один из ярких примеров - иеромонах Никон (Беляев). Он был одним из последних учеников Оптинских старцев.
Забота духовно опытного человека или старца, сводится к тому, чтобы воспитать самостоятельно мыслящего, духовно опытного человека. Поэтому, когда мы приходим к священнику за советом, нам ни в коем случае нельзя отказываться от ответственности за свои поступки. Не стоит принимать советы духовника в том случае, когда ты с ним не согласен. От такого принятого совета не будет никакой пользы, скорее, только вред. И только тогда, когда твое сердце склоняется к мысли, которую высказал священник, тогда стоит совет выполнить.
К сожалению, бывают феномены и среди священников, которые требуют от своих прихожан или от верующих людей, беспрекословного послушания. Но это очень страшная практика. Страшная, потому что она целиком и полностью перечеркивает Промысл Божий о человеке. Священник, требующий беспрекословного послушания, почти всегда не знает волю Божью о этом человеке. Если священник требует такого послушания, это вопрос гордыни, стремления к властности, но не вопрос духовного совершенствования. Если духовник требует такого беспрекословного подчинения себе, он пресекает духовный рост.
Каждый человек, как образ и подобие Божье, одарен в каком-то определенном направлении. Кто-то одарен музыкально, кто-то великолепно разбирается в технике, кто-то в вопросах богословия. Невозможно быть человеку одаренным во всех областях знаний. Тот наставник, который требует подчинения себе, он автоматически устанавливает планку человеческого развития - не выше своего. А в Промысле Божьем о человеке планки для развития нет. Человеческое развитие заканчивается обожествлением. Тот, кто требует подчинение других себе, делает автоматически этих людей ниже себя. И в этом опасность и для тех, кто подчиняется такому авторитарному наставнику, и опасность для самого наставника, поскольку такой путь, вряд ли, приведет к спасению, скорее, он ведет в места другие, неспасительные.
Настоящий старец и по-настоящему духовный человек не требует, а высказывает свою точку зрения по тому или иному вопросу. Спрашивающий воспринимает этот совет, как помощь, тем самым духовно возрастает.
Елена БАЛУНОВА-КУЛЕВЕЦ
Газета «Виноградная лоза»